Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Появление учений о государстве и праве неразрывно связано с зарождением и развитием самих государства и права. Именно государство и право, как феномены, которые наиболее тесно связаны с общественной жизнью каждого индивида, одними из первых становятся предметом теоретических размышлений человека. Поэтому уже в первых письменных достопримечательностях человечества можно встретить идеи относительно возникновения государства и его развития, о его формах и формировании идеального государства. В теоретическом аспекте появление политических и правовых учений (теорий) происходит в русле общего перехода человеческого познания от начальных мифологических форм к рационально логичным. Предметом истории политических и правовых учений является история возникновения и развития взглядов, учений и теорий относительно происхождения, роли и значения и идеальной формы государства. Данными аспектами обусловленная актуальность тематики исследования.
Рассмотрев основной массив литературных источников по теме данного исследования, можем утверждать, что идея выбора формы государства доныне находится в предметном поле исследований в рамках историко-философской науки, в философии права, истории, теории государства и права и других дисциплин.
Основой целью данной работы является анализ учений о природе и формах государства в политико-правовом поле. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задания:
- охарактеризовать учения античных философов о сущности государства;
- проанализировать особенности Аристотелевой классификации форм государства;
- рассмотреть идеальное государство по Платону и его критику.
1. Учения античных философов о сущности государства
Вклад древних греков в развитие мировой истории политической мысли является значительным. Интересны и важны взгляды на возникновение и развитие государства, на его политическое становление, многообразие и глубину, написание трудов и выработку плодотворных идей, которые вошли в дальнейшем в казну мировой политической мысли, выделяют феномен древнегреческой цивилизации среди многих других национальных политических систем.
Особенно много внимания греки уделяли разработке взглядов на идеальную форму государства . В целом в истории возникновения и развития древних политических взглядов выделяют 3 периода. Ранний (9-6 вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности. В это время наблюдается рационализация политических представлений. Формируются новые подходы к проблемам государства.
Среди известных мыслителей, кто занимался проблемами государственности в этот период можно выделить Солона (638-559 гг. до н. э.). Идеальное государство он рассматривал в первую очередь как государство, которое руководствуется законами: порядок и закон - больше всего благо для полиса в условиях острой политической борьбы между афинским Демосом и знатью, богатыми и бедными, должниками и кредиторами. Солон ввел так называемую цензовую демократию, что должна была господствовать в идеальном государстве, которое было пронизано идеей компромисса между Демосом и знатью. Свои идеи Солон отобразил в законах, созданных им, а также в реформах социально-политического строя афинского полиса.
Заключение
Сравнивая взгляды двух выдающихся философов, можно утверждать, что система взглядов, изложенных у Аристотеля, более развернута и доведена до конца, чем у Платона. В трудах Аристотеля (в отличие от Платона) взгляды на государство не заканчиваются на построении какого-то наилучшего государственного строя, он рассматривает основные принципы функционирования государства, описывая при этом несколько типов как позитивных, так и негативных, на его взгляд политических систем.
Исходя из всего сказанного и проанализированного выше, можно сказать, что проект Платона, описанного в "Государстве" полностью утопический и неосуществимый на практике. Невозможно сделать государство абсолютно единым, то есть обобществить всю собственность, упразднить институт семьи и т. д., нельзя заставить правителя отдать своего сына в земледельцы, если он не окажется способным для несения груза власти. Так же нельзя заставить вельмож добровольно расступиться и возвести на трон безродного пахаря только потому, что он по своей природе создан для управления государством. Все это было бы возможно, если бы государство было построено на принципах справедливости.
Аристотелевское идеальное государство отображает в первую очередь древнегреческий идеал умеренности и гармонии, то есть самую оптимальную комбинацию элементов общественно-политических форм и «человеческого материала». Если Аристотель считал, что сила — на стороне «демократии», то Платон утверждал, что сила — на стороне тирании, следовательно, необходимо найти (воспитать) такого тирана, который, соглашаясь взять на себя миссию образованного монарха, царя-философа, философа-законодателя, осуществил бы идеал платоновского государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Платон. Государство // Режим доступа: http://society.polbu.ru/plathon_gosudarstvo/ch05_i.html
2. Политология / И. Е. Тимерманис и др. – М., 2015. - 701 с.
3. Политология / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – М., 2015. - 192 с.
4. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. – М., 2019. – 417 с.
5. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. В двух томах. - Том 1. - Издательство: Реноме, 1997. – 624 с.
6. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. — 482 с.
7. Беляев О. М. Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 1 (19). – С. 15-20.
8. Гадоев А. Идеи возникновения государства в учениях Платона, Аристотеля и Фараби // Правовая жизнь, - 2017. - № 3 (19). – С. 56-57.