Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Условия современного кризиса общества требуют от его членов активной, самостоятельной позиции. Человек как субъект сознательной, культурно-ориентированной деятельности и социального взаимодействия, в реальных обстоятельствах трансформации общества, все больше и активнее проявляет свою самостоятельность с целью самоутверждения. При этом, его способность оптимального самовыражения зависит от понимания себя и окружающей действительности (прежде всего – социальной).
Данные компоненты: знание себя и знание других, самооценка и оценка обстановки, умение управлять своим поведением и деятельностью, строить взаимоотношения с другими людьми, – являются составными психологической культуры. Их гармоничное сочетание определяет психическое здоровье, эмоциональное благополучие и производительность в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни человека.
Факты жизни демонстрируют безынициативность подавляющего большинства населения, неспособность отстаивать свои права и неприспособленность к новым условиям жизни, требуют проявления самостоятельности. Основную массу общества захватила волна фрустрации. Психологи, отмечают появление симптома «потери ценностей», что свойственно общекультурной общности, в связи с чем снижается интерес к творчеству и активности самореализации.
В соответствии с необходимостью гармонизации личностного развития и в целях дальнейшего социального прогресса, актуализируется задача сформировать активных самостоятельных членов демократического общества, совершенствование организации педагогической деятельности и гуманитаризации образования в целом.
Цель работы проанализировать факторы развития и формирования личности.
1. Факторы развития и формирования личности
1. Наследственность, или биологическое в человеке. Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду .
Заключение
Таким образом, в заключение работы, возможно, сделать следующие выводы.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.
К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся: наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения); среда (природная - биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда); образование (включая: воспитание, обучение, просвещение); собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование) Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности.