Фрагмент для ознакомления
2
1. Ситуационная (практическая) часть
1.1 Текст ситуационной (практической) задачи № 1
Зарубежные специалисты считают, что общество становится открытым только в периоды бурной индустриализации и революции. Обоснуйте эту точку зрения.
1.2 Ответ на ситуационную задачу № 1
Общество может быть открытым или закрытым. Критерием определения типа общества является социальная мобильность, её объём, то есть возможность индивидууму поменять своё социальное положение, например переместиться в более высокую страту. В закрытом обществе такая возможность ограничена или невозможна, а в открытом не ограничена.
Закрытое общество характерно жесткой социальной структурой, где каждый знает своё место, изменение социального положения затруднено как с позиции улучшения, так и ухудшения. Например, дворянин, никогда не опустится до крепостного крестьянина, а крестьянину почти невозможно стать дворянином. Данные социальные статусы являются наследственными и каждый член общества знает своё место в нём. Данное знание передаётся из поколения в поколение.
В открытом обществе каждый имеет возможность подняться по социальной лестнице, изменив свой статус, пропорционально приложенным усилиям. Открытое общество характеризуется способностью вносить корректировки и инновации в социальную жизнь и институты. В таком обществе человек самостоятельно определяет нравственные и моральные ценности. Принципы данной свободы закрепляются в законах.
Закрытое общество просуществовало тысячелетия до XVIII века. Начавшаяся индустриализация разрушила существовавшую до этого незыблемо феодальную систему. Рост промышленного производства, потребность к новым рабочим рукам, привело к оттоку разорявшегося крестьянства из деревень. Это привело к появлению нового класса – наёмных индустриальных рабочих, на который не распространялось влияние феодальная система взаимоотношений. Рост торговли и производства привел к появлению увеличению числа коммерсантов, банкиров, мелких собственников. При этом не увеличивалось или уменьшалось количество духовенства и дворянства.
При этом возникает социальная напряженность и необходимость размыть или стереть границы классовых и сословных неравенств. Поэтому индустриальный период характеризуется революционными настроениями. Это приводит к ослаблению власти правящего класса над моральными и нравственными ценностями остальных членов общества. Прикладываемые усилия направляются на улучшение жизни всех членов общества, а не определенных социальных групп.
В результате индустриализации и сопутствующих революционных процессов сформировался новый тип экономики – капиталистический. Рост городов, промышленности и сферы услуг, закономерно привело к уменьшению традиционного влияния земельной аристократии. Новые группы, определяющиеся по профессиональной принадлежности: рабочие, банкиры, предприниматели и др., требовали привилегий и признания своего статуса. По своему значению в обществе со временем они сравнялись с дворянством и духовенством, но образовать новые сословия не могли.
Термин "сословие" отражал социальное положение человека по его рождению. Разграничение людей по профессиональным признакам, возможностью обладать средствами производства и финансовым возможностям наиболее верно отражал термин "класс".
Принадлежность к какому-либо классу - это экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз по социальной лестнице. Классы появились тогда, когда рухнули запреты на изменение социального положения и общество стало открытым.
На основании вышесказанному можно сделать вывод о том, что в настоящее время Российское общество является открытым. Данный вывод сделан по нескольким причинам:
После революции 1917 года сословное деление, как один из признаков закрытого общества было ликвидировано. Ему на смену пришло классовое деление.
В настоящее же время Конституция РФ от 12.12.1993г., которая является основным законом страны, провозгласила равенство граждан вне зависимости от национальности, происхождения и вероисповедания. Таким образом, открытость общества было закреплено законодательно.
Кроме этого, в настоящее время имеется ряд социальных лифтов, которые могут помочь любому члену общества, обладающему соответствующим набором качеств продвинуться вверх по социальной лестнице. Прежде всего это равный доступ к образованию и т.п.
1.3. Ситуационная задача №2.
В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Можно предположить, что за чертой бедности окажется больше людей. Однако в богатых странах выше, чем в бедных странах, и уровень жизни населения. Проанализируйте, в каких странах больше бедных людей – в богатых или бедных. Ответ обоснуйте.
1.4. Ответ на ситуационную задачу № 2
Бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Черта бедности напрямую зависит от общих стандартов уровня жизни в каждом конкретном обществе, она постоянно меняется во времени в зависимости от технического прогресса общества. В разных странах свой перечень необходимых потребностей, который может изменяться.
В некоторых странах Африки зачастую люди нуждаются в питьевой воде, медикаментах, элементарной одежде и продуктах питания для выживания. О
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы, используемой для написания контрольной работы
1. Багдасарова Н.В., Захаров М.Ю., Ионцева М.В., Кондауров В.И., Коханов Е.Ф., Куртиков Н.А., Пацула А.В., Рыбакова М.В., Симоненко С.И., Страданченков А.С. Социология. Общий курс.
Учебник / Москва, 2019.
2. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012.
3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007.
4. Глазырин В.А., Бердюгина О.Г., Грибакин А.В., Грибакина Э.Н., Гулина Н.А., Коновкин Е.С., Логинова И.В., Маслеев А.Г. Социология. Учебник / Москва, 2019.
5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.
6. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.
8. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.
9. Лапин Н.И. Социология Учебник / Москва, 2019.
10. Попова Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика. Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
11. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Программа дисциплины. - Государственный университет - Высшая школа экономики, 2013.
12. Клименко А.С., Лезина Е.П. Концепция «открытого общества» Карла Поппера // Контентус. 2018. № 1 (66).
13. Смоленцева Е.В. Бедность как мировая проблема: оценка современного состояния // Московский экономический журнал. 2019. № 6.