Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентная среда все время задает новый тонус, заставляя развиваться каждую организацию и укреплять потенциал. Каждая компания наделена потенциалом, обладающим специфическими свойствами. Потенциал предприятия состоит из возможностей: производственно-финансовых, трудовых, маркетинговых, интеллектуальных.
В экономике и ее практическом применении на данный момент сложилось определенное представление о сущности эффективности и вариантов ее измерения. В общем представлении эффективность характеризует различные процессы явления, системы. Под эффективностью по разным мнениям понимается интенсивность функционирования системы, результативность, уровень достижения целей, степень организованности системы, уровень результативности по отношению к затратам на производство. Это доказывает многогранность понятия с одной стороны и ее представления в виде измеряемых показателей, с другой стороны.
Эффективность работы отражает его успешность в разных сферах. Успех позволяет получить предприятию доход, необходимый для того, чтобы оплатить долговые обязательства, вознаградить персонал и получить прибыль, удовлетворяющую владельцев-инвесторов.
Тема повышения эффективности деятельности предприятия, безусловно, является актуальной, поскольку эффективное управление, использование ресурсов компании является основополагающим в стратегической политике предприятия.
Степень разработанности проблемы. Проблемами эффективности управления на предприятии занимались такие ученые, как: А.И. Алексеева [1], В.Г. Шабалин [3], И.А. Бланк [6], А.Г. Каратуев [9] и др.
Объектом исследования является одно из профессиональных риэлтерских компаний агентство недвижимости ООО «Риэлти». Предметом исследования является эффективность управления предприятием.
Целью работы является оценка эффективности управления предприятием в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие эффективности деятельности;
- определить систему факторов, влияющую на эффективность деятельности предприятия;
- определить основные направления повышения эффективности предприятия.
Теоретической и практическая значимость исследования заключается в том, что оценка эффективности управления предприятием является важнейшей задачей предприятия, т.к. получение прибыли является главной задачей коммерческой организации.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретико-методологические аспекты оценки эффективности предприятия в современных условиях
1.1 Роль эффективности в управлении предприятием
Рыночные отношения представляют собой форму связи между товаропроизводителями, продавцами и покупателями, потребителями товаров и услуг, государственными органами в условиях конкуренции. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого хозяйствующего субъекта.
Основным принципом хозяйственной деятельности является принцип эффективности, который лежит в основе рациональных действий не только на отдельном предприятии, но и во всех сферах экономики. Принцип эффективности, по мнению зарубежных экономистов, заключается в минимизации затрат и максимизации выгоды. Поэтому в центр исследования рыночного хозяйства ставится проблема эффективности, а именно, как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от произведенных затрат [6].
Принимая во внимание то, что эффективность не только экономическая, но и социальная категория, на наш взгляд, следует подходить к определению понятия эффективности не только с экономических, но и с общефилософских позиций. В философии категория «эффективность» выступает как выражение рациональных способов достижения цели. Мерой эффективности является степень приближения к достижению всех конечных целей. Деятельность отдельного субъекта будет настолько эффективнее деятельности другого субъекта, насколько больше приблизит субъекта к достижению поставленных целей.
В экономической теории понятие эффективности трактуется как «...соотношение между результатами и затратами, произведенными для достижения этих результатов» [5].
С позиций статистики, эффективность – это социально-экономическая категория, присущая всем типам развития общества. Достижение эффективности означает получение максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством, или обеспечение минимизации затрат на единицу результата.
Эффективность – это отношение того, что организация действительно производит, к тому, что она вполне могла бы произвести при существующих ресурсах, знаниях и способностях.
Экономическая эффективность как атрибутивная категория присуща любой развивающейся экономической системе. "Современный экономический словарь" приводит шесть определений экономической эффективности, взятых из зарубежной экономической литературы, и два определения, встречающиеся в отечественной экономической литературе [7].
Большинство экономистов сходятся во мнении, что экономическую эффективность следует определять, как достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу продукции или выполненной работы. Подобные определения можно встретить и в отечественной, и в зарубежной экономической литературе, где эффективность рассматривается как производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов или же достижение наибольшего объема производства товара или услуги с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффективность – воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов. Она присуща всем фазам общественного воспроизводства и хозяйствующим субъектам. Эффективность – итог процесса развития общественного производства, который представляет собой соотношение результатов и затрат, обеспечивающее наиболее благоприятные условия хозяйствования [8].
Эффективность – важнейшая категория экономической науки. В самом общем виде эффективность можно определить, как отношение между полученным результатом и произведенными затратами. Однако это определение дано в широком смысле и нуждается в конкретизации. Так, эффективность применительно к отдельно взятому хозяйствующему субъекту не тождественна эффективности в масштабах всего общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, то принято говорить об эффективности производства данного хозяйствующего субъекта. Другими словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина, в которой воплощен результат хозяйствования, тем выше эффективность. С точки зрения практики эта разница (применительно к рыночной экономике) называется прибылью. Эффективность проявляется в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах – социальном и экономическом, совокупность которых выражает более общее, целостное образование – социально-экономическую эффективность. Социальный аспект состоит в подчиненности целей экономического роста первоочередным задачам социального развития. Экономический аспект состоит в наибольшем соответствии конечных результатов экономического роста повышению уровня благосостояния общества.
Экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется «Парето-эффективностью» (по имени итальянского экономиста В. Паретто). Американские экономисты Э. Долан и Д. Линдсей поясняют состояние «Парето-эффективности» так: «Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно)» [2]. С этой точки зрения интересно сравнить экономическую эффективность рыночной и социалистической систем хозяйствования. При этом нужно иметь
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика. 2016. – 529 с.
2. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2014. – 576 с.
3. Шабалин, В.Г. Сделки с недвижимостью. Учебник риэлтера. Часть 2 / В.Г. Шабалин, К.И. Манченко. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. –549 с.
4. Любушин, Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. – 471 с.
5. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник /С.М. Пястолов. – М.: Изд-во «Академический Проект», 2012. - 576 с.
6. Бланк, И.А. Стратегия и тактика управления финансами / И.А. Бланк. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 2016. – 546 с.
7. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 562 с.
8. Балабанов, И.Т. Финансовый менеджмент / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 437 с.
9. Каратуев, А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие / А.Г. Каратуев. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2015. – 256 с.
10. Илькевич, С.В. Тенденции развития концепции сервисного менеджмента: анализ зарубежных исследований / С.В. Илькевич // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - Т. 9. - №. 2. - C. 11-17.
11. Асаул, А. Н. Экономика недвижимости : учебное пособие / А.Н. Асаул. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2013. – 412 с.
12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФА, 2014. – 377 с.
13. Экономика: словарь / под. общ. ред. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. – М. : ИНФРА, 2011
14. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. – Изд. 6-е, перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 368 с.
15. Абдукаримов, И. Т. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник мониторинга и анализа финансового состояния предприятия / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №10.
16. Гутковская, Е.А. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации и мероприятия по ее повышению / Е. А. Гутковская, Н. Ф. Колесник // Вестник СамГУ. - 2015. - №2.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-finansovoy-ustoychivosti-kommercheskoy-organizatsii-i-meropriyatiya-po-ee-povysheniyu
17. Зайцева, С. С. Управленческая диагностика финансового состояния предприятия / С. С. Зайцева // Бизнес в законе. Экономико–юридический журнал. 2011. №2.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-diagnostika-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya
18. Информация о компании Риэлти [М., 2007–2018].
URL: http://www.rialt-info.ru
19. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса : учеб. пособие / М. В. Виноградова, З.И. Панина. – Изд. перераб и испр. – М. : Дашков и К0, 2014. – 464 с.