Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок транспортно-логистических услуг в России относительно молод, однако, имеет тенденции к стремительному развитию. Это обусловлено не только развитием логистических услуг, но и перераспределения на рынке между российскими и международными компаниями. Российские логистические центры повышают свои конкурентные преимущества перед международными. Большое влияние на изменения на рынке логистических услуг оказали финансовый кризис 2013-2014 гг. и экономическая нестабильность в стране в 2015-2017 гг. произошло снижение оборачиваемости логистических услуг: с рынка ушли мелкие фирмы, не выдержав конкуренции при потере клиентов, остались только крупные игроки рынка логистических услуг. Системный анализ статистики показывает, что рынок транспортно-логистических услуг в России выходит их кризиса вместе с экономикой страны в целом. Данные проблемы определили актуальность темы исследования.
Цель исследования – проанализировать конъюнктуру рынка логистических услуг.
Задачи исследования:
- определить роль логистических услуг в деятельности российских компаний,
- проанализировать состояние и выделить проблемы, тормозящие развитие рынка логистических услуг,
- раскрыть перспективы развития рынка логистических услуг.
В контрольной работе проанализировано состояние и проблемы рынка логистических услуг в России. Рассмотрены проблемы и перспективы развития данной отрасли с учетом изменений в экономической и политической жизни страны.
1 Значение рынка логистических услуг в экономике России
1.1 Влияние экономической нестабильности на рынок логистических услуг в мире и в России
Российский логистический рынок уже около десятка лет является привлекательным для иностранных компаний [18]. Игроки, пришедшие из-за рубежа, не только становятся полноправными участниками всех рыночных процессов, но и прочно занимают лидирующие позиции в России.
Логистика — клиентоориентированный бизнес, который должен развиваться для клиентов и вместе с клиентами [2, c.4].
В целом, необходимо констатировать, что в России уровень развития логистики находится на средней отметке. В европейском логистическом пространстве, где рынок уже сложился и давно поделен между основными игроками, борьба в основном идет за цену, так как набор предоставляемых услуг и их уровень качества уже определен. В России же рынок логистики все еще чрезвычайно подвижен, подвержен частым изменениям и колебаниям, здесь нередки события, меняющие вектор развития, например, частые экономические кризисы, поэтому отрасль развивается не линейно, а по спирали.
Российские логистические компании и их клиентов бросает то в борьбу за мировой уровень качества операций и инноваций, что, понятно, стоит немалых денег, то в борьбу за самую низкую цену, когда качество и долгосрочные отношения начинают уходить на второй план. Все это происходит в зависимости от ситуации на рынке. Но оба аспекта важны, и здесь приходится искать равновесие, идти на компромиссы, чтобы сбалансировать кратко- и среднесрочные цели. Особенно это заметно в транспортной логистике, в то время как рынок складских услуг более состоявшийся, хотя и там колебания очень заметны.
В предыдущем десятилетии темпы роста рынка логистических услуг вдвое превышали прирост ВВП [19]. Сейчас мы видим, что они замедляются, сближаясь с темпами прироста ВВП. Это общемировая тенденция. Если рассматривать 2018 год в глобальном экономическом контексте, в целом по миру мы увидим рост, однако некоторые регионы в этом году столкнулись с существенными трудностями. В их числе Латинская Америка (в силу рецессии в Бразилии) и, разумеется, Россия, где не было роста рынка.
Если говорить о России, то рынок логистических услуг в стране, пожалуй, наименее зрелый в Европе — что в Западной, что в Восточной. По наблюдениям спеуиалистов, российские компании даже не начали полноценно передавать свою логистику на аутсорсинг и использовать конкурентные преимущества, которые дают операторы логистики 3PL (комплексная услуга доставки товара от производителя к конечному потребителю.— "Ъ"). Постепенно этот процесс набирает обороты в сотрудничестве со средними компаниями, но крупные российские компании все еще предпочитают пользоваться услугами своих внутрикорпоративных транспортных подразделений, а не отдавать логистику на аутсорсинг.
В Западной Европе все еще наблюдается рост, хотя и медленный, порядка 2% в год. В Центральной Европе рост выше. Значительными темпами растет логистический бизнес в Индии, хотя сам рынок нельзя считать зрелым. В основном это происходит за счет роста экономики страны. Также логистический рынок растет и в США, хотя и более медленными темпами, поскольку рост там достигается в основном за счет сферы услуг, а не промышленности.
Падение рынка в России и Латинской Америке связано c обесценением национальных валют [3, c.23]. Но здесь, скорее, можно говорить о связи с состоянием мировой экономики. В Бразилии и России наблюдается существенное замедление экономики, и, как мне кажется, оно четко транслируется на рынок логистических услуг. Но если посмотреть, например, на Аргентину, где произошло заметное обесценение национальной валюты, мы тем не менее обнаружим заметную активность на логистическом рынке (если считать в местной валюте). Разумеется, в евро показатели будут гораздо хуже, но с точки зрения объемов аргентинский рынок покажет существенную положительную динамику.
Можно отметить, что изменение динамики валютного курса влечет за собой изменение товарных потоков. Эту тенденцию можно проследить на примере России: она сейчас импортирует куда меньше, чем раньше, и основной товарный поток генерируют экспортные направления.
Логистические компании могут выиграть от снижения курса рубля и сейчас главный потребитель логистических услуг в России — экспортно ориентированные компании. Перспективы представляют экспортные потоки.
1.2 Особенности развития рынка логистических услуг в России
Главные особенности — это то, что что крупные холдинги пользуются собственными транспортными подразделениями. В последнее время малые и средние российские предприятия выходят на рынок транспортных услуг и крупные компании продают свои транспортные подразделения [4, c.23].
На примере крупных компаний можно видеть, что мы они чаще работают со средними предприятиями, но все еще очень сложно выйти на крупных клиентов, поскольку у них перемены еще не произошли. Но это случится. Если посмотреть на транспортные издержки российских компаний и почитать исследования, то можно увидеть, что транспортные издержки достигают 20-22% ВВП, что гораздо выше, чем в США или Западной Европе, где они составляют 6-8% ВВП. Это значит, что, изменив подход к логистике, российские компании смогут очень существенно сэкономить на издержках и повысить свою конкурентоспособность. Но для этого должно расти число мелких и средних компаний на рынке, которые будут оказывать транспортные услуги, и нужно, чтобы крупные компании использовали логистику 3PL и 4PL. Кое-кто уже это понимает, но многие до сих пор считают, что собственные активы — это правильно. Но они со временем изменят свой подход. Нельзя ожидать, что российский рынок трансформируется мгновенно — в западных странах это заняло годы, если не десятилетия. В России это тоже произойдет, но в свое время.
Мы наблюдаем опосредованное влияние санкций через снижение покупательской способности с одной стороны и активизацию местных производителей, с другой стороны [23]. Это оказывает воздействие на структуру грузоперевозок, снижая объемы импорта и увеличивая сегмент внутренних перевозок. Что касается железнодорожного, морского или речного транспорта, в нем это тоже со временем произойдет, но по другой схеме. И здесь есть огромная разница между Россией и Европой, связанная с размером страны и, соответственно, огромной значимостью для нее железнодорожного транспорта. Это совершенно не так в Западной или Центральной Европе, где логистический рынок — это в первую очередь рынок грузовых автоперевозок. Тому есть две причины: первая — размер стран, вторая — характер перевозимых грузов. В Европе это, как правило, готовая продукция. По железной дороге перевозятся главным образом сельхозпродукция, контейнерные грузы, в основном тяжелые. В России в структуре грузооборота очень важное место занимают руда, уголь, нефть, поэтому железнодорожные перевозки так важны для перемещения этих грузов по такой огромной стране.
Трансформация рынка начнется с автотранспортных и складских мощностей. Если посмотреть на Европу, то можно констатировать, что все больше компаний и отраслей передают складское хранение на аутсорсинг. Для них это наилучший способ снизить затраты на оплату труда (выставляя на тендер раз в три года, например) и получить наиболее современные складские мощности без необходимости инвестировать в них и развивать: ими владеет логистический провайдер. Что касается автотранспортных активов, то, допустим, есть компания, в ее контуре есть такие активы. Компания понимает, что по эффективности они отстают от частных активов, поскольку, управляя автотранспортной компанией, можно принять груз как можно в большем
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Зуева О.Н., Колесников Б.В. Развитие методологии логистики в сфере таможенного оформления товаров // Управленец. 2013. №1(41). С. 52- 55.
3. Капустина Л.М. Россия на мировом рынке транспортно-логистических услуг // Сборник Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург. 2016. С. 109-122.
4. Колесников А.М., Латыпова Р.Р. Количественная оценка риска при организации интермодальных грузоперевозок // Экономический вектор. 2017. №3(10). С. 16-24.
5. Криворучко О.Н. Основы логистического управления качеством транспортных услуг // Экономика транспортного комплекса. 2016. №18. С. 84-97. 7. Кубичек В.В., Скрипаль А.С. Проблемы развития рынка транспортнологистических услуг // Сборник Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск. 2015. С. 281-284.
6. Кужева С.Н. Использование сбалансированной системы показателей в управлении логистикой // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 4. С. 88-94.
7. Миротин Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте / Л.Б. Миротин.- Вологда: Инфра-Инженерия.- 2015.- 237 c.
8. Неруш Ю.М. Транспортная логистика: Учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
9. Прушковский Л.В., Глазунова О.А. Критерии и классификация сервиса в сфере логистических услуг // Вестник БУКЭП. 2018. №3. С.252-263.
10. Стафеева Н.П. Оценка современного состояния и перспективы развития транспортно-логистической системы Российской Федерации в контексте управления рисками // Управленческое консультирование. 2018. №3. С. 157-165.
11. Тебекин А. В. Логистика/ А.В. Тебекин. - Дашков и Ко, 2016. - 452 c.
12. Шальнева М.А, Заболоцкая К. В. Развитие транспортной инфраструктуры как фактор роста российской экономики / М.А. Шальнева , К.В. Заболоцкая // Финансовая жизнь.- 2016. - № 1.- С. 12-17
13. Шумаев В.А., Илюхина С.С., Галушкин А.А. Инновационные направления развития инфраструктуры рынка и логистики / В.А. Шумаев, С.С. Илюхина, А.А. Галушкин // Евразийский юридический журнал.- 2015.- № 9 (88).- С. 261-262
14. Шкурина Л.В., Маскаева Е.А. Современные подходы к оценке конкурентоспособности транспортно-логистической компании на рынке перевозок // Наука и техника транспорта. 2017. №4. С. 50-54.
15. Шуклина З.Н. Ресурсное богатство и ресурсные проблемы экономического развития // Отходы и ресурсы, 2018. т.5. №1,
16. Черникова С.А. Основы логистики: учебное пособие.- Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2018. 240 с.
17. Якунина Ю.С. Логистические услуги: особенности и специфика в условиях российского рынка // ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2014. Т. 24. Вып. 4. С. 107-112.
18. Божанов П.В. Методы исследования логистической деятельности. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/
19. Вискова А.Ю., Веремеенко В.Г. Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-rossiyskogo-rynkatransportno-logisticheskih-uslug.
20. Глазкова Н.Г., Землянская С.В. Особенности функционирования российского рынка логистических услуг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniyarossiyskogo-rynka-logisticheskih-uslug
21. Иванова А. В. Способы оценки логистического сервиса. URL: http://www.lscm.ru/index.php/ru/avtoram/item/501.
22. Исследование: факторы, тормозящие логистику в 2019 году. URL: https://rb.ru/opinion/logistika-2019/.
23. Парамонов И.В. Анализ состояния рынка логистических услуг. URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:32509:16437361.
24. Прогнозы для рынка транспортно-логистических услуг на ближайший год. URL: https://logist.today/2019/01/25/prognozy-dlja-rynka-transportnologisticheskih-uslug-na-blizhajshij-god/.
25. Якунина Ю.С., Окольнишникова И.Ю. Тенденции развития современного рынка логистических услуг в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-sovremennogo-rynkalogisticheskih-uslug-v-rossii.
26. Официальный сайт Росстата https://www.gks.ru/