Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиционная правовая система Древней Индии, несмотря на ее ар-хаичность, на протяжении многих тысячелетий обеспечивала социальную стабильность, в частности, политическую и правовую. Закономерно, что данную правовую систему активно исследуют, к сожалению, преимуще-ственно за рубежом. Как представляется, одной из причин отставания оте-чественной науки на данном направлении являются методологические ошибки в исследовании древнеидийского права, включая искаженное вос-приятие самого объекта исследования.
Среди разных источников права Древней Индии максимальная из-вестность у Законов Ману, создание которых можно отнести примерно ко II в. до н.э.-II в.н.э. В дошедшей до сегодняшних дней редакции Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, у которых форма двустиший (шлок) для лучшего запоминания.
Известен тот факт, что Законы Ману представляют собой результат право-творческой деятельности научных брахманских школ. Этим в значи-тельной мере может объясняться их религиозная форма. Брахманисты да-же создание Законов приписывали легендарному Ману – мифическому прародителю людей.
Законы Ману не являются кодексом в современном понимании. В данном обширном сборнике, вместе с нормами уголовного, гражданского и про-цессуального права (изложены в VIII и IX главах), также содержатся ре-лигиозные наставления, правила нравственности, вопросы торговли и по-литики. Главное внимание уделяется юридическому закреплению деле-ния древнеиндийского социума на рабовладельцев и рабов, правовому поло-жению и происхождению варн, деспотической власти царя. При по-мощи суровых уголовных репрессий Законы Ману охраняли незыбле-мость ра-бовладельческого строя, интересы господствующей религии и ра-бовладельческого государства.
Цель контрольной работы состоит в изучении правовой системы Древней Индии.
Согласно указанной цели следует решить ряд задач, таких как:
- рассмотреть систему права Древней Индии;
- изучить законы Ману и Артхашстра Каутильи как памятники древнеин-дийского права.
1 Система права Древней Индии
Государство Древней Индии было образовано в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Ганге и Пенджаб (Пятиречье), в кото-рых были самые благоприятные условия для занятия земледелием и ското-водством. Очень рано в данных районах вследствие нехватки влаги созда-ли систему искусственного орошения .
В конце 3-го тысячелетия до сегодняшних дней с северо-запада на терри-торию Индии вторглись кочевые племена ариев, которые разрушили древнеиндийскую цивилизацию.
Главными периодами в истории права и государства Древней Индии могут считаться:
1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовла-дельческого государства (II половина II тысячелетия до н.э.);
2. Рабовладельческое страны в долине Инда и Ганга (II тысячелетия до н.э. - IV в. до н.э.);
3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до н.э.);
4. Феодализация и кризис государства (III в. до н.э. - IV в. н.э.). На терри-тории государства Индии обитали многочисленные племена, кото-рые от-личались по уровню развития, говорили на различных языках. Су-ществование ведической литературы, т. е. четырех сборников Вед (Само-веда, Ригведа, Атхарваведа, Яджирведа) религиозного содержания, гово-рит о том, что одни подразделялись на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборны. Они были военными предводителями и отправляли судебные и жреческие функции .
При характеристике права Древней Индии особенное внимание уде-ляют артхашастрам и дхармашастрам. Дхармашастры (Дхармашастра Яджна-валькьи, Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) составлялись брах-манами для своих учеников. Постепенно данная религиозно-философская литература приобрела значение источников права, которые устанавлива-ют общеобязательные правила поведения. Артхашастры Ка-утильи (Артхашастра и др.) - это сочинения кшатриев (царских чиновни-ков) на политико-правовые темы .
Индийское общество подразделялось на четыре группы (варны): кшатри-ев, брахманов, шудр и вайшиев. Лучшими среди людей являлись брахма-ны. Они занимались исследованием Веды (священных книг), прино-сили жертвоприношения; кшатрии - управлением государства и охраной под-данных; вайшии - земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабо-владение. В некоторых ситуациях шудры отождествляются с рабами. Кроме варн социум разбился на более мелкие группы - подкасты и касты. На низшей ступени социальной лестницы были расположены касты «неприкасаемых».
Праву Древней Индии известны понятия права собственности и вла-дения, недвижимого и движимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении се-мьи или общины. Преимущественное право покупки земли, которая нахо-дилась в частном владении, использовали родственники, кредиторы и со-седи продавца. Методами обеспечения исполнения обязательств были за-лог, штраф, самозаклад за долги и заклад родственников, поручитель-ство .
Заключение
Следовательно, подытожим рассмотренное выше.
Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей ча-сти уголовного права, а именно: необходимая оборона, как обстоятель-ство, которыми исключается преступность деяния; рецидив, соучастие в пре-ступлении; как обстоятельство, которое отягчает наказание. Преступ-никам из высших варн назначали более мягкое наказание, чем представи-телям низших варн за такие же преступления. Тем не менее, из данного правила было следующее исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, котору предусматривали дхрмашаст-ры за какое-то деяние, часто отличалась от установленного в артхаша-страх наказания за аналогичное преступление .
Серьезные преступления против религии и государственной власти (про-никновение в царский дворец, посягательство на государственную власть, мятеж, похищение «имущества богов» и др.) наказывали смертной казнью. За убийство также назначали смертную казнь.
Говоря о сферах применения трактата, не нужно думать, что он был «настольной книгой» царя. Если рассматривать указания для подчинен-ных, то, разумеется, им строго не следовали в каждой провинции, более того, по всей вероятности, с ним не были знакомы обширные слои населе-ния. Он был предметом исследования ограниченной группы людей. Тем не менее, памятник занимает значимое место в культуре Индии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авдеев В. И. История Древнего Востока. М., 1970.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. СПб., 2003. – 275 с.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
4. Васильев С.Л. История Востока. Т. 1,2. М. 1993.
5. Законы Ману. Документы по истории зарубежного права / Сост. Н.А. Крашенинникова. М., 1984.
6. Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и ис-правленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992.
7. Крашенинникова Н.А. Индуистское право: история и современ-ность. М., 1988.
8. Крашенинникова Н.А. История права Востока. Курс лекций. М., 1994. – 238 с.
9. Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 9.
10. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. Харьков, 1989.