Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, в условиях экономической нестабильности, постоянного выявления коррупционных преступлений, негативного влияния внешних факторов на российскую экономику, важной задачей является эффективное расходование бюджетных средств всех уровней. Ежегодно, на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд тратиться огромная доля федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств. В связи с этим, создание эффективной системы закупок можно без преувеличения назвать стратегической задачей государства. Принятие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришедшего на смену действующего до 01.01.2014 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» можно считать началом реформирования института закупок в Российской Федерации.
Сфера закупок представляет собой один из главных факторов регулирования рынка, роста экономики и поддержки экономической и социальной стабильности государства.
Закупки с помощью предусмотренных законодательством инструментов стимулируют развитие приоритетных направлений экономики. Например, применение национального режима и ограничения допуска иностранной продукции способствуют защите внутреннего рынка, поддержанию российских производителей и развитию национальной экономики в целом. Также через систему закупок государством реализуется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, через систему закупок создается экономическое пространство, в котором существует возможность развития различных субъектов экономики.
Как мы можем наблюдать, сегодня большое признание получила такая экономическая категория, как муниципальный заказ. Сам по себе, муниципальный заказ, исходя из легального определения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», является совокупностью заключаемых муниципальных контрактов, которые заключаются органами местного самоуправления с физическими и юридическими лицами на поставку товаров, производство работ, оказание услуг, в целях обеспечения муниципальных нужд за счет средств местного бюджета.
1. Понятие и принципы муниципального заказа
В современной науке муниципального права имеются различные подходы к определению муниципального заказа. Так, Н.П. Симонов дает следующее определение: «Это соглашение между органами местного самоуправления и исполнителем муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» . Сам муниципальный заказ может быть объемным, так как он содержит конкретные виды, предусмотренные муниципальными нуждами, которые определяются самостоятельно заказчиком в соответствии федеральными законами и правовыми актами.
Понятие муниципального заказа можно рассматривать как «процесс» и как «результат». Процесс муниципального заказа можно рассмотреть как потребность в товарах, услугах и работах, организацию закупок, планирование (жизненно необходимых) потребностей в товарах, координирование процедуры муниципального заказа по заключенным муниципальным контрактам с победителями на право поставок товара, а также целевое использование средств, использование средств местного бюджета. В качестве результата мы можем представить муниципальный заказ в виде планового объема, жизненно важной продукции, определяемой на муниципальные нужды заказчика, а также для удовлетворения собственных потребностей на определенный период времени.
А.В. Гудзь считает необходимо включать в муниципальный заказ категорию «государственный заказ». Он полагает, что муниципальные закупки – это то же самое, что закупки государственные: они осуществляются за счет общественных средств и также направлены на удовлетворение общественных нужд .
Само по себе формирование эффективного использования местного социально-экономического потенциала – это формирование и размещение муниципального заказа соответствующим образом. Такой заказ можно рассмотреть как совокупность заявок или требований на выполнение определенной работы, оказание услуг для муниципальных нужд, решение проблем муниципального образования. Начиная с 1998 г. муниципальный заказ является новым элементом в системе муниципального образования России.
Процесс муниципального заказа регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ; Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные источники
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
Научная литература
4. Архиреева А.С., Юшко А.В., Позднякова Е.Ю. Правовые основы реализации муниципального заказа в Российской Федерации // Эпомен. 2019. № 23. С. 29-37.
5. Борисова Н.М. Государственный и муниципальный заказ как объект управления // Постулат. 2018. № 4-1 (30). С. 23-26.
6. Гудзь А.В. Муниципальный заказ // Полиматис. 2018. № 9. С. 19-24.
7. Морозова Р.И. Некоторые правовые аспекты муниципального заказа // Эпомен. 2019. № 24. С. 175-179.
8. Симонов Н.П. Муниципальный заказ как мера реализации промышленной политики региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2011. 108 с.
9. Стрельченко Т.Г. Проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Дневник науки. 2018. № 3 (15). С. 32-35.
10. Тогузова М.Б., Баскаев Х.Б. Особенности электронного аукциона как способа размещения государственных и муниципальных заказов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: Сборник материалов XXIX Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 175-179.