Фрагмент для ознакомления
2
Практическая работа 1.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
-Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
-Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
-Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных
.
Задание 2. Раскройте содержание теоретического вопроса:
- Основные международные документы в области прав человека и их общая характеристика.
Список международных документов о правах человека достаточно велик. Центральное место в нем занимает Международный Билль о правах человека, куда входят: Всеобщая декларация прав человека, а также принятые на ее основе в 1966 году Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему пакту. Три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года. В соответствии с Факультативным протоколом подписавшие его государства признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать
Задание 3. Эссе «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право». (В. Гюго).
По-моему мнению В. Гюго вкладывает в это высказывание смысл о том, что споры должны решаться не силой, а опираясь на нормы права. Под силой, мне кажется, подразумевается не только физическая сила, но и деньги, административный ресурс и государственные полномочия. В споре все должно решаться по букве закона, беспристрастно. Обычный гражданин, не должен быть смят государственной машиной в судебной заседании. Победить должен тот, на чьём стороне право или другими словами – правда.
Уже во времена Гюго общество стремилось к равноправию и развитию цивилизованного общества, что не могло не отразиться в мыслях автора. Борец за правду и справедливость уже в своё время призывал к правде не с помощью силы, а с помощью права. Все это было вызвано тем, что Гюго на протяжении всей своей жизни наблюдал за неравенством в окружающем его обществе, нищетой, голодом и произволом высшего сословия по отношению к простолюдинам. Он считал, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль, которые являются неотъемлемыми составляющими права.
Для обоснования своей точки зрения возможно привести несколько примеров. Первый пример – это образ древнегреческой богини правосудия Фемиды. Все в её образе говорит о беспристрастности правосудия. На глазах у неё повязка – она не видит кого она судит, простолюдин перед ней или сановник, обличенный властью, все равны. В одной руке весы, чащи которых склоняются то в одну, сторону, то в другую, в зависимости от количества падающих на них доказательств. Ну и конечно карающий меч правосудия.
Можно привести также пример судебного решения силой – это поле в Русской правде. Судебный поединок, когда два человека бьются на смерть, решая кто прав. Да, в таком случае победит сильнейший и мы знаем объективно, что за победителем не всегда будет правда. В данном случае решают боевые навыки, физическая сила, выносливость и умение владеть оружием .Кроме этого, мы можем вспомнить про различные средневековые законы, где дворянин имел преимущества в судебном споре перед простолюдином. Таких исторических примеров может быть бесчисленное
Задание 4.
Вопросы:
- Какой международный договор устанавливает условия приемлемости жалобы?
"Конвенцией о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
- Каковы условия приемлемости жалобы?
В ст. 35 Конвенции определяется условия приемлимости.
1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:
a) является анонимной; или
b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного
Практическая работа 2.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
- Социальная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены
Задание 2. Раскройте содержание теоретического вопроса:
- Классификация прав человека. Поколения прав человека.
Классификация прав и свобод человека может проводиться на базе различных оснований в зависимости от преследуемых целей. Представляется целесообразным систематизировать права человека по следующим основным классификационным критериям.
По содержанию все права человека делятся на гражданс¬кие, политические, социальные, экономические и культурные права.
В правовой науке получил распространение хронологичес¬кий подход к классификации прав человека, связанный с кон¬цепцией «трех поколений» прав человека.
К правам «первого поколения» относят гражданские и политические права, которые получили закрепление в буржуазно-демократических конституциях конца 18 века.
Задание 3. Эссе: «Обязанности и запреты укрепляют правосознание». (И.А.Ильин)
Ильин был гениальным философом и мыслителем России. Он считал, что "обязанности и запреты укрепляют массовое правосознание, дают возможность людям лояльно пользоваться своими правами и полномочиями. Воспитание духовной здорового правосознания граждан способствует органическом единстве граждан в государстве - сочетанию отстаивания частных интересов с воплощением общего интереса". Ильин отмечал: "Люди, которые не знают своих обязанностей, - неспособны и выполнять их; люди, не знающие своих полномочий, на свое усмотрение превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретов, с легкостью забывают любые сдерживания и дисциплину или становятся обреченными на правовое беспорядок ".
Данные выдержки из его трудов приведены, чтобы прояснить его позицию. По нашему мнению, в современном праве очень много говорится о правах человека. Правах на жизнь, свободу, равенство, достойную жизнь. Но практически нигде не слышно об обязанностях. Человек не может только потреблять, поглощать ничего не отдавая взамен. Это получается чистый воды эгоизм. В современном мире все взаимосвязано. На бытовом уровне, как можно говорить о необходимости чистоты в подъезде, если говорящий сам там мусорит? Только баланс между правами и обязанностями позволит создать гармоничное
Задание 4.
Вопросы:
- Имела ли право Анна Мария Гарсия Ланца обратиться в Комитет с жалобой от имени своих родственников?
Да, имела. Ст. 34 Конвенции этому не препятствует.
- Обоснованы ли возражения Уругвая о приемлемости жалобы?
Нет, не обоснованы. Так как Ланса исчерпала все средства по защите своих прав на внутринациональном уровне, как следует из условия задачи.
- Какие механизмы защиты предусмотрены Американской конвенцией о правах человека?
Межамериканская конвенция по правам человека принята 22 ноября 1969 г. и вступила в силу 18 июня 1978 г. Это многосторонний международный договор, правом подписания, ратификации и присоединения обладали только государства – члены ОАГ. Конвенция закрепляла традиционные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека, однако были и такие права как право на имя, права ребенка, право на гражданство или национальность и др., которые не входили в Европейскую конвенцию.
В соответствии с Конвенцией создавались два контрольных механизма для реализации прав и свобод. Это Межамериканская комиссия по правам человека и межамериканский Суд.
В комиссию могло обратиться любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация на нарушение Конвенции странами – участниками ОАГ.
Однако, если государство – участник ОАГ не признала компетенцию Комиссии, то оно лишалось возможности обращаться в комиссию на нарушение государством – участником ОАГ Конвенции.
Функции Комиссии в основном заключались в поощрении прав человека