Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Научное познание – это исторически развивающийся процесс достижения достоверных знаний об окружающем мире. Истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике.
Наука располагается за рамками обыденного опыта и деятельности. Она анализирует не только те объекты, с которыми обычно сталкивается человек. Но и те, которые в будущем человечество будет способно освоить.
Для выделения и анализа таких объектов недостаточно простой практики. Важно познавать мир и ставить такие задачи, которые раньше не создавались в обычной деятельности. Именно научное познание и обеспечивает это. Особенность научного познания заключается в том, что оно связано со строгими принципами (причинность явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания). Следовательно, в процессе познания необходимо применять соответствующие методы, обеспечивающие достоверность получаемых результатов. Опыт развития науки показывает, что итоги научно-познавательной деятельности зависят от того, насколько точными являются методы. Разработка научных методов – это сложный процесс, направленный на регуляцию предварительных представлений об анализируемом объекте.
Данные представления – это объективная аргументация метода. Они переосмысливаются в приемы деятельности, реализовывая которые, научное познание открывает новые характеристики структуры и поведения анализируемого объекта.
Целью данной работы является рассмотрение места и роли качественных и количественных методов в познании.
Задачи:
1) Характеристика уровней научного знания;
2) Описание принципов психолого-педагогического исследования;
3) Анализ количественных и качественных методов процесса познания и исследования.
1 Уровни научного знания
Научное знание не отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания в зависимости от типов, форма и содержания этого знания. И это является важнейшим вопросом философии. Как правило, классифицируют эмпирическое и теоретическое знание. Также выделяют и метатеоретическое научное знание (знание о теоретическом познании).
Научное знание базируется на рациональной деятельности.
Эмпирическое научное знание
Эмпирическое знание различно. Его можно представить в виде чувственных образов, эмпирических высказываний относительно объекта исследования. В эмпирическом знании нет логической выводимости одного из другого. Рассматриваемый тип научного знания – это понятийно-дискурсная репрезентация чувственного знания. Чувственное же знание представляет собой одну из форм интерпретации эмпирического знания.
Первичный элемент эмпирического научного знания – единичные высказывания. Последние являются протокольными предложениями, которые представляют понятийное оформление итогов единичных наблюдений. При формировании протоколов фиксируется точное время, способ и место наблюдения.
Вторичный элемент эмпирического научного знания – факты, которые являются индуктивными обобщениями протоколов. Факты представляют собой интегрированные утверждения статистического или универсального характера, которые содержат в себе свойства и отношения предметной области, их количественные параметры. Схема, график, таблица, график – это символическая репрезентация свойств и отношений.
Третий элемент эмпирического научного знания – эмпирические законы разных типов. Это могут быть структурные, динамические, статистические, генетические и другие законы. Научные законы – это фиксация важных отношений, которые повторяются. Это фиксация связей между событиями.
Законы связаны с общими высказываниями. Научные законы – это итог индуктивных обобщений.
Феноменологические теории – это система эмпирических законов.
Различия между элементами эмпирического знания характеризуются количественным характером, а не качественным. Но отличие эмпирического знания от теоретического уже качественно, поскольку здесь мы уже говорим про разные уровни реальности.
Теоретическое научное знание
Заключение
Научное знание не отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания в зависимости от типов, форма и содержания этого знания. И это является важнейшим вопросом философии. Как правило, классифицируют эмпирическое и теоретическое знание. Также выделяют и метатеоретическое научное знание (знание о теоретическом познании). Понятие «метод» предполагает получение информации научного характера об объекте исследования.
Количественный подход ориентирует исследователя на поиск ответов: «сколько?», «во сколько раз?», «как часто?» – т. е. на сбор исчисляемых данных, исходя из которых определяются рейтинги, коэффициенты, процентные доли, строятся графики, диаграммы и т. п.
Качественные методы дают ответы на вопросы: «почему?», «зачем?», «из-за чего?», «каким образом?» – и позволяют произвести более гибкий
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. П. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 4 (61). С. 6–22.
2) Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2012. - 208 c.
3) Захарова И. Г. Модели и методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании // Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 32 с.
4) Кочнев В. П. Проблемные математические задачи как средство развития творческих способностей учащихся // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 3 (82). С. 108–116.
5) Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 396 с.
6) Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.
7) Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.