Фрагмент для ознакомления
2
1. Автор(ы), разработки, последователи
Совокупность методов, процессов и материалов, которая используется в какой-либо отрасли – это технология. Данное понятие является общим, в рамках которого мы рассматриваем более узкое, конкретизирующее понятие педагогическая технология, которое охватывает процессы образования, обучения и воспитания.
В современном обществе выдвигаются новые требования к формированию функционально - грамотной личности. В таком аспекте рассматриваемые технологии являются средством формирования грамотной личности.
Успешное обучение подразумевает формирование следующих компетенций:
способности к обобщению, анализу, восприятию информации;
умения логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способности и готовности к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики;
умения создавать и редактировать тексты профессионального назначения;
уважительного и бережного отношения к культурным традициям, толерантного восприятия социальных и культурных различий, понимания многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;
способности к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке;
владения одним из иностранных языков на уровне социального, бытового и делового общения, толерантности к другой культуре, готовности к поддержанию партнерских отношений.
Применение современных образовательных технологий позволяет решать многие задачи, которые ранее рассматривались не на должном уровне, как
-построение обучения по модели современных педагогических технологий;
-формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенции;
2. История вопроса
Углубляясь в историю педагогики, необходимо отметить, что традиционная на сегодняшний день модель образования сложилась более 500 лет назад. Считается, что лекционно-семинарская система занятий начала применяться с начала формирования европейской университетской системы в XIII—XIV веках. Классно-урочная система еще старше – ее корни уходят в античную эпоху.
Как следствие, традиционное образование начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. К основным недостаткам традиционной системы относят: невозможность учёта всего множества социальных факторов, которые воздействуют на обучающегося, ограниченные возможности творческого саморазвития обучающегося, трудности во внедрении информационных и технологических инноваций, невозможность угнаться за темпами изменений в обществе и другие. На протяжении многих лет педагоги-новаторы не оставляли попыток повысить эффективность процесса обучения.
I этап (вторая пол. XIX в.) – идеи природосообразности воспитания (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов);
II этап (кон. XIX – нач. XX в.) – средоведение и педагогика среды (С.Т. Шацкий, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт);
III этап (1920–1930-е гг.) – психолого-педагогические условия организации среды (Л.С. Выготский, Н.Н. Иорданский, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин);
IV этап (1940–1950-е гг.) – рассмотрение среды как совокупности основных факторов развития личности: «среда – наследственность – воспитание» (Б.Г. Ананьев, Т.С. Костюк, И. Шмальцгаузен, П.П. Блонский, А.Р. Лурия);
V этап (1960–1970-е гг.) – отождествление среды с воспитанием и превращение ее в центральное понятие воспитания (В.А. Караковский, А.Т. Куракин, В.А. Сухомлинский).
VI этап (кон. XX – нач. XXI в.) – изучение влияния среды на развитие личности ребенка проводится в рамках исследования «педагогической характеристики образовательной среды в различных типах образовательных учреждений» (Г.Ю. Беляев); использование средового подхода в воспитании (Ю.С. Мануйлов); среда рассматривается как комплекс воздействующих на человека условий, внешних сил и стимулов, из которых важной является психологическая безопасность (И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Л.А. Гаязова, С.Н. Илларионов, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, Е.Б. Лактионова, В.В. Семикин, Л.А. Регуш, Б.А. Еремеев).
3. Ограничения
Познакомившись с саксонскими школами, Толстой отметил в своем дневнике, что все тренировки проводились с неосознанной памятью, и что психологии детей наносится ущерб запугиванием и избиениями. Усвоение Толстым неисследованных или непостижимых обобщенных воспоминаний считается величайшим грехом против естественных мыслительных процессов. Он категорически против механической передачи обобщенных абстрактных понятий детям. Дети не могут понять и усвоить обобщения, у них нет опыта, и они не понимают их.
Принцип связи между обучением и жизнью занимает особое место в теории преподавания Толстого. Лев Николаевич, анализируя систему преподавания немецкой школы, отделенной от жизни и изолированной от людей, справедливо заметил, что чем богаче и разнообразнее жизненный опыт учащихся, тем успешнее они обучаются в школе. Чем больше возможностей, тем легче установить связь между предметами и повышается мотивация к образованию.
В школьном учебнике Толстой считает, что необходимо включить в него жизнь на родине, историю народа, его жизнь, информацию о природе России, все, что может быть в контакте с детьми. С помощью рассказов, басен и рассказов он знакомил детей с жизнью людей и животных, природными явлениями. Это вызвало большой интерес к знаниям учащихся и ненормально активизировало учебный процесс.
Этот принцип, естественно, подразумевает принцип доступности образования, то есть обмен сложными учебными материалами в доступной для учеников форме.
Толстой считает, что лучший способ получить образовательные возможности - это позволить ученикам накапливать как можно больше конкретной информации и фактов, в отличие от традиционных широких и абстрактных истин. Толстой считает, что учителя должны начинать с конкретного жизненного опыта детей и начинать с конкретных фактов и явлений, чтобы подвести итог детям. Толстой советует учителям обращать внимание на выполняемые ими действия, использовать проблемный учебный контент, а также направлять учащихся к выработке собственных правил и выводов. Вот как он сформулировал это правило в своей учебной работе «Общие замечания для учителей»: «Предоставьте учащемуся как можно больше информации и попросите его сделать как можно больше наблюдений во всех областях знаний, но как можно меньше выводов и обобщений.
Толстой считает, что основным признаком долговременного знания является понимание сущности предмета, способность соединять различные части знания в единое целое, способность устанавливать причинно-следственную связь между явлениями, а также способность объяснять и объяснять другим. емкость. Это сила знания, которая воплощает способность свободно манипулировать ими, основываясь на сходствах, различиях, контрастах, применении теоретических знаний на практике, способности объяснять определенные явления окружающей действительности с точки зрения приобретенных знаний и способности комбинировать новые знания с предыдущими Способность независимо друг от друга связывать знания и, наконец, в любое время быстро, точно и легко воспроизвести имеющиеся знания, связанные с новыми материалами.
Сила знаний Толстого по праву считают одним из важнейших результатов правильного обучения, что является одной из практических целей образования. Богатые знания учеников - это высшая оценка работы учителя, его радости и гордости, а процесс получения сильных знаний, умений и навыков считается сложным, многоступенчатым. Толстой связывает следующие причины с наиболее важными условиями получения всесторонних знаний:
• создать ощущение естественной, здоровой и дружественной обстановки в школе («школьный дух») для удовлетворения потребностей природы, любознательности и свободы развития детей;
• жизненное образование, непрерывные и многогранные связи между образованием и воспитанием детей;
• использование различных методов и приемов в обучении на основе возрастных характеристик;
• предоставлять детям достаточные возможности для самостоятельного обучения, познания и творческой работы под руководством тонкого руководства учителя;
Установить желание общения между субъектами;
• Систематическое, продуманное повторение и обобщение объектов исследования;
• полное духовное согласие, гармоничные отношения между учителями и учениками;
• установить прочную органическую связь между учебной программой и внешкольной познавательной деятельностью детей;
• сделайте так, чтобы школы связывали интеллект и физическое развитие детей.