Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Суть проблемы и её значение для мировоззрения, для общества.
Вступив в XXI век, мы живём в хаосе великих перемен. Скоростными темпами идёт развитие информационных и индустриальных технологий, происходит геополитическое изменение мирового пространства, меняются лидирующие идеи в обществе. Маховик перемен достиг максимальных оборотов. Идёт обострение классовой борьбы, мир замер, словно лев, готовящийся к прыжку. И этот прыжок непременно произойдёт. Каждый из нас вольно или невольно становится участником этих событий. Человек познаёт мир вокруг себя, пользуясь представлениями, суждениями здравого смысла. Этого недостаточно, чтобы решить даже насущные проблемы. Поэтому человечество обращается к опыту предыдущих поколений, представленному великими мыслителями прошлых веков. Философия дала поколениям человечества общую методологию познания, которая способна дать решения многих проблем, ничуть не умаляя их числа при этом. Философия имеет как мировоззренческую, так и методологическую функцию. Это не абстрактное знание, предельно удалённое от реальной действительности, а общий подход, и, безусловно, к наиболее общим вопросам. Здесь рассматриваются самые общие вопросы, стоящие перед разумом, но в любой момент их можно сделать конкретными, применив к частной проблеме. При этом философия не является догмой, она развивается вместе с предметом её изучения. Некоторые из её законов носят характер вечных. Это относится к основному вопросу философии - вопросу о первичности идеи или материи. Это относится и к вопросу о познаваемости мира. Если перед простым человеком в жизни такие вопросы не стоят, то в сфере произведений литературы, искусства, кино, в критике, в обзорах политических событий есть и будут. Пусть неявно, но будут и дальше. И будут влиять на мировоззрение индивидуумов. Не зря Ленин с полнотой негодования шёл на критику любого лженаучного воззрения, каковых было множество во все времена, а особенно во время перемен в политике. Так и сейчас. Философия – это наука над науками и над обычной жизнью вне науки, то есть наука о реальности материальной, так и о событиях в сфере надстройки. Мировоззрение – это сложное (синтетическое, интегральное) образование общественного и индивидуального понятия о мире. Здесь присутствуют и религиозные, и сформированные традициями семьи и общества, и научные, и навязанные извне, и партийные, и классовые, и сформированные литературой и искусством взгляды, идеалы, надежды, стремления. Как категория, философия, несомненно, уже, чем мировоззрение, потому что это наука, влияющая на мировоззрение. Но сама она – тоже мировоззрение, которое рассматривается как система наиболее общих теоретических взглядов на мир в целом, на место человека в мире, осмысление отношений между миром и человеком.
Основной вопрос философии, который стоит перед мыслителями уже много веков, начиная с первых известных нам философских или мистических учений, - это первичность материи или сознания. Понятие материи не даётся человеку с первым опытом. Это сложное понятие. Из многих её трактовок можно выбрать одно, в котором наиболее ёмко отражается суть: «МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них». Это писал Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм».
Объективная реальность - ДА! Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. То есть материя не является нам в виде сформированных рассудком ощущений, суждений и умозаключений. Она существует независимо от нашего сознания, от наших знаний о ней. Но нашим сознанием мы можем её понять, получить о ней знания, сумма которых будет отображена в сознании после синтеза отдельных конкретных сведений путём умозаключений (выводов после отдельных суждений, синтезированных воедино). Здесь сознание вторично. Таким образом, вопрос о первичности материи и сознания (духа) решён в пользу первичности материи. Но были и есть поныне противоположные мнения и учения, основанные на них. Идеалисты – сторонники вторичности материи – находят свои доводы в пользу такого воззрения. Первые и древнейшие описания «любви к мудрости» были основаны на идеалистических взглядах: Ветхий Завет, Рамаяна, Веды, «Илиада». Разумеется, никаких доказательств исхода материи из Духа или рождение материи по высшему замыслу их авторы не приводили. Сотни лет проходили, тысячи лет… Этот вопрос остался, и в веках ответа на него не дали, хотя современные философы-идеалисты (и некоторые учёные других наук) находят, якобы, доказательства. Например, гармония и закономерность природы и в природе. Сформированное Фомой Аквинским в средние века доказательство существования Бога служит опорой служителям всего христианского мира уже почти тысячелетие.
Напротив, античные философы в своём большинстве были материалистами, каждый по-своему они объясняли первопричину в какой-либо реальной стихии, то есть в материальной природе.
Не менее проблемным был и остаётся в философских дискуссиях вопрос о познаваемости мира. Он тоже разбил философов планеты на лагери, враждующие между собой по идейным соображениям. Даже в самом названии уже появляется неясность. Что такое познание – процесс получения знания, это ясно. И, тем не менее, в Ветхом Завете синодального перевода – Адам ПОЗНАЛ жену свою, и она зачала – по-гречески Ο αδάμ γνώρισε την Εύα. А в нас интересующем смысле - να γνωρίσουν, γνώσις. Да разве ж «это» одно и то же с познанием как получением знания? Тем не менее, именно это слово стало нам известным словом «гнозис» и дано нам на века. Оно вошло в слова «агностицизм», «агностик», «прогноз» и другие однокоренные слова.
В данной работе будет рассмотрен и пояснён древнейший вопрос о познаваемости мира в философии. Не претендуя на открытие нового, но аргументировано, стройно и логично будет изложено: какие были и есть взгляды, есть ли абсолютная истина, какие есть методы познания, познаваем ли мир.
1 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
1.1 ГНОСЕОЛОГИЯ – НАУКА О ПОЗНАНИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОПРОСА О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
Термин объединяет два греческих - гнозис и логос. Термин введён в обращение в 1854 году Дж. Феррером, однако, вопрос познания существует много веков. В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Очень красивое слово «мировоззрение» - это как раз об этом. Но с ростом объёма знаний, с усложнением политической жизни, с возникновением философских школ, стали формироваться взгляды и на сам субъект познания – человека разумного. Так возникла тенденция – субъективистско-антропологическая ветвь в философии познания. Её представляли софисты, в буквальном смысле – мудрецы. Они были профессиональными философами, ибо появление таковых было вызвано условиями рабовладельческого строя, торговлей, судами. Стало нужным делом – умело рассудить, дать решение, умение красиво говорить. Представители первых софистов – Протагор, Горгий – жили в пятом веке до нашей эры. И, безусловно, Сократ, который и ввёл в понятия значение человеческого бытия для сознания. «Бытие вне человека, если бы оно и было, – мы не смогли бы иметь о нём никакого суждения, никаких знаний» - это не цитата, а переложение мыслей софистов доступным языком. Вот так и возникли, как основной вопрос философии, так и вопрос о познаваемости мира. Философия впервые формирует вопросы мировоззренческого характера – об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках небольшой студенческой работы трудно рассмотреть многовековую дискуссию по вопросу о познаваемости мира. Тем не менее, эта попытка здесь сделана. Познаваем ли мир – вопрос, который стал неотъемлемой частью основного вопроса философии. И если в истории человечества идёт постоянная дискуссия по этому вопросу, значит, нужно иметь собственное мнение каждому человеку, который связан с работой мысли, с интеллектуальным трудом, с учёбой или наукой. Несомненно, это мнение сформируется под влиянием великих мыслителей прошлого. Поэтому в работе проблема рассмотрена так, как было в веках: с именами философов и временем их жизни. Основные представители тех или иных течений не только названы, но и представлены по их точкам зрения, с указанием их основных трудов по данной теме. Более подробно, чем иные, рассмотрены мысли таких философов: Юма, Канта, Гегеля, Сократа, Маркса. Объективности ради, в работе не делается большого акцента на тех мыслителей, которые близки автору по духу и мысли. Это Маркс, Энгельс и Ленин. Это, бесспорно, самые великие мыслители во все времена существования человеческой истории. И таковыми останутся на будущие поколения.
Не менее значимы работы тех мыслителей, которые развивали науки, давали человечеству новые открытия, посвящали человечеству свой талант учёного. Многие погибали во имя прогресса, не жалели жизни. Это когорта физиков-ядерщиков, испытателей самолётов и космических аппаратов, это Рёнтген и Рихман и другие. Многие стояли насмерть за свои убеждения. Таковы примеры Сократа, Сервета и Джордано Бруно.
Мир познаваем! Но процесс познания бесконечен, так как постоянно будут расширяться границы для познания. В работе это показано на примерах, например, как от простой рулетки до уравнений Шрёдингера можно изучать любую материальную вещь, или скрупулёзно до бессонных ночей высчитывать даты полнолуний, чтобы вставить в историю недостающие даты.
Желая унизить, подчеркнуть никчемность его сущности, Понтий Пилат спросил у Христа: «Что есть истина?». (Иоанн и другие Евангелия). Но исчерпывающего ответа Пилат не услышал. «Что есть истина?» - повторяем, содрогаясь, мы, стоя у картины Н. Ге «Христос и Пилат».
ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? – набатом звучит через столетия. И этот вопрос вечен. Но велик и вечен человеческий разум. А значит, всегда будет идти трудный процесс познания мира.