Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все прекрасно знают, что дошкольники любят различные игры, благодаря которым они развиваются.
Но, кроме этого, им присущ еще один вид деятельности - продуктивный, в результате которого получается некий результат: рисунок, поделка и многое другое.
Ученые доказали, что такой вид деятельности развивает у детей новые навыки и оказывает огромное влияние на развитие детей. Сами же дети становятся более настойчивы и усидчивы.
Творчество дошкольников - продуктивный вид деятельности.
В результате такого вида деятельности ребенок создает что-то вполне конкретное. Это могут быть разнообразнейшие конструкции, фигурки из глины или пластилина, различные поделки, мозаика или аппликации, или что-то более сложное.
Все эти направления важны для развития детей дошкольного возраста, поэтому они активно используются при создании программ воспитания в детских садах. Целью же ставится разностороннее развитие и воспитание детей.
Дошкольники развиваются многосторонне. Немаловажную роль в этом оказывают продуктивные виды деятельности. Ученые по всему миру проводили исследования эффективности такого рода деятельности.
Цель работы – рассмотреть развитие творческих способностей на занятиях изодеятельностью у детей средней и старшей, подготовительной групп.
1. Особенности развития творческих способностей у детей данного возраста на занятиях изодеятельностью
Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».
Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития. Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
К старшей группе творческие способности выражаются умением самостоятельно выбрать тему игры, роль в ней, заинтересовать товарищей своим замыслом, создать игровую обстановку; она проявляется в целеустремленности детей, их умении преодолевать возникающие в игре трудности, стремлении передавать не только действия, но и чувства, отношения героев, а вот у детей подготовительной к школе группы проявляется, прежде всего, в том, что они могут самостоятельно наметить сюжетную линию игры и определить роли. Многие могут предложить новые варианты ранее известных игр и что важнее, их темы игры отражают общественную жизнь страны: «Парад», «Встреча космонавтов», «Полет космонавтов на Луну» и др.
Однако дети, которые в предыдущей группе не были активными участниками коллективных игр, самостоятельно выбирают только хорошо знакомые им игры, хотя, войдя в роль, иногда проявляют инициативу.
Седж Н.В. выделяет уровни сформированности творческих способностей у детей [7]:
На первом (низком) уровне творческие способности детей носят подражательный характер и вызывается чаще всего игрушкой, проявляются больше во второстепенных ролях, в которых дети выполняют стереотипные действия.
Второй уровень (средний) характеризуется возросшей самостоятельностью детей в определении цепи игры, в развитии и исполнении роли, умением согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями других играющих.
Третий уровень (недостаточно высокий) характеризуется большой целенаправленностью, стремлением к точному отображению действительности, в поступках и передаче чувств изображаемых героев, выработавшейся способностью самостоятельно ставить цель и находить средства для её осуществления.
Четвёртый уровень (высокий): это уже творческий подход детей к решению игровых проблем, игровых ситуаций, вариантов, поиски принципиально нового решения, связанные с желанием сделать игру интереснее. Также дети выступают в игре как инициаторы и организаторы.
Творческие способности дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельности взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим, делать кое - что самостоятельно («Я сам»). Однако творческой личности становится лишь тогда, когда её воспитание, заключается в постоянном вовлечении малыша в разностороннюю деятельность коллектива, начинается с раннего возраста.
Таким образом, на основе изучения литературы и проведению контент - анализа представленных выше характеристик мы определяем творческие способности дошкольника как свойство личности, выражающееся в самостоятельном создании ребенком новых игровых сюжетов, новых игровых ситуаций, комбинации знаний, опыта, объединении жизненных впечатлений с литературой. В ней выражается своеобразие личности, её творческие возможности, которые проявляются в новых комбинациях творческого воображения игровых умений и навыков, которые реализуются в игровых образах и игровых действиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативная литература:
1. Закон РФ "Об образовании в РФ"
Энциклопедии и словари:
2. Педагогический энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров и др. - М., 1993.
Монографии:
3. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
4. Гордон У. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. - 462 с
5. Дружинин В.Д. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
6. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Издательство политической литературы, 1976. - 144 с.
7. Седж, Н. В. Воспитание активности детей старшего дошкольного возраста в творческих ролевых играх: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград : [б. и.], 1969. - 28 с
Статьи:
8. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь, 2015. - № 11. - С. 4-10.
9. GuiIfогd J. P. Three faces of intellect, "The American Psychologist". – 1959. – 14. - № 8