Фрагмент для ознакомления
2
Современные реалии научно-технологического развития в XXI в. обуславливают построение нового общественного уклада, основанного на цифровой экономике, что в свою очередь приводит к трансформации и переструктурированию информационно-коммуникативного пространства под воздействием развивающихся цифровых технологий.
В этих условиях возрастает гносеологическая роль теории коммуникации, постепенное развитие получает мультидисциплинарное направление «коммуникология», разрабатываемое в нашей стране проф. Ф.И. Шарковым [4], поскольку они обладают достаточным эвристическим потенциалом для понимания сущности, природы коммуникативной реальности, ее дальнейшей трансформации и взаимовлияния на социум.
Содержание теории коммуникации, равно как и любой другой научной отрасли целесообразно раскрыть посредством ее функций. Структурно-функциональный подход позволяет системно исследовать состояние коммуникаций в современном обществе, их воздействие на социум в целом и личность в частности.
В современной научной литературе общепринято выделять четыре важнейших, базовых и ряд второстепенных функций теории коммуникации [См.: 1; 2; 5]. Рассмотрим их ниже, охарактеризуем их социальную направленность и значимость, приведем примеры их трансляции и применения в условиях действующей социокультурной, экономической, политической конъюнктуры.
1. Познавательная (гносеологическая) функция обеспечивает прирост нового знания о коммуникациях как системе, ее структуре, взаимодействии ее субъектов, моделях, процессах и результатах коммуникации. Именно поэтому суть данной функции заключается в расширении границ теории коммуникации, построении концептов, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо¬действия. Эти концепты могут носить как общий характер, что позволит описать коэволюцию в триаде «человек – природа – общество», так и частный, узконаправленный характер, что позволит охарактеризовать различные отраслевые области коммуникации.
Основными вопросами, на которые позволяет получить ответ реализация данной функции, являются следующие:
1) Каковы основные черты и параметры новой коммуникативной реальности?
2) Как новая реальность меняет субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-объектные связи и реляции?
3) Какой вектор дальнейшего взаимодействия задают эти связи и какую форму взаимодействия акторов можно будет использовать?
Примером реализации данной функции может служить становление мультипарадигмальности теории коммуникации как ответ на эволюцию социальной реальности. В дальнейшем будет происходить усложнение структуры коммуникаций, проектирование новых интерфейсов субъект-субъектного, субъект-объектного взаимодействия, что повлечет за собой развитие социогуманитарного потенциала теории коммуникации, позволяющего дать адекватную оценку последствиям становления новой среды обитания человека – так называемой «антропосоциосферы».
Из данной функции с очевидностью вытекает следующая, методологическая, поскольку для разработки парадигм необходимо разобраться с теоретико-методологическим каркасом, наполнить его концептуальным содержанием.
2. Методологическая функция представляет собой научную рефлексию, позволяющую, с одной стороны, указать основные методы и подходы, законы и концепты теоретического самоопределения теории коммуникации, с другой – возможные направления ее развития, с учетом применяемых научных процедур, разработанных в процессе изучения особенностей и механизмов генезиса и развития коммуникативных
Список использованных источников:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: учебник (2-е изд., испр. и доп) [Текст] / Д.П. Гавра. – М: Юрайт, 2016. – 282 с.
2. Коноваленко, М.Ю., Коноваленко, В.А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров [Текст] / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 415 с.
3. Чеклецов, В.В. Блокчейн, покемоны и промышленный Интернет [Текст] / В.В. Чеклецов // Философские науки. – 2016. – № 10. – С. 140-147.
4. Шарков, Ф.И. Генезис зарубежной и отечественной коммуникологии: темы и парадигмы [Текст] / Ф.И. Шарков // Коммуникология: электронный научный журнал. – Том 2. – №2. – 2017. – С. 7-26.
5. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров (4-е изд.) [Текст] / Ф.И. Шарков. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 488 с.