Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе социально-нормативного регулирования важны все виды регулирования, но в цивилизованном обществе центральное место занимает право и, соответственно, правовое регулирование как упорядочение общественных отношений путем государственно санкционированных норм (правил поведения).
Современное понимание права заключается в понимании его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливо - это социально должное, поэтому такой общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью.
Объектом правового регулирования является поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, исторического наследия данного общества. Эффективность правового регулирования зависит не только от его «жесткости», но и от его соотнесенности со свойствами объекта регуляции.
В настоящее время российское общество вовлечено в процессы социокультурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легитимизация общества, то есть неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям Конституции России и других законов.
Таким образом, изучение динамики и траектории развития систем социально-нормативного регулирования в их историческом времени и пространстве является актуальным. Этим объясняется выбор данной темы для исследования в рамках настоящей работы.
Цель данной работы – рассмотреть право в системе нормативного регулирования общественных отношений.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение системы социально-нормативного регулирования;
- изучить место и роль права в системе социального регулирования;
- рассмотреть понятие и сущность социальных норм;
- провести классификацию социальных норм;
- рассмотреть понятия и виды функций права.
Объектом работы является социально-нормативное регулирование общественной жизни.
Предметом - социальные нормы как социальные регуляторы.
Теоретической основой настоящей работы являются работы таких известных специалистов теории права и философии права как А.И. Абрамова, С.С. Алексеев, С.А. Боголюбов, З.З.Зинатуллин, Т.З. Зинатуллин, Н.Ф. Кузнецова, М.В. Кузьмина, В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, А.С. Пашков, В.Д. Плахов, А.С. Пиголкин, С.В. Тасаков, Р.М. Усманова, Т.Я. Хабриева, Л.С. Явич и др. В них рассматривается понятие и сущность социального и нормативного регулирования, а также соотношение различных видов регулирования.
Методология работы. При написании работы использовались такие методы исследования как метод теоретического анализа и синтеза, индуктивные и дедуктивные методы, методы обобщения данных, классификации, сравнительный метод и др.
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социально-нормативного регулирования
Как известно, управление в рамках любой системы, включая человеческое общество, направлено на упорядочение отдельных элементов, образующих эту систему, с помощью различных регуляторов.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. При этом регулирование в человеческом обществе может быть индивидуальным (казуальным), нормативным (путем создания социальных норм) и стихийным .
«Стихийные» регуляторы выступают как непосредственное проявление естественных законов природы и общества, то есть факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п., к примеру, увеличение (снижение) продолжительности жизни, всплеск сезонных заболеваний, демографические явления, миграция, и т. д.
В стремлении к порядку, в зависимости от степени их дестабилизирующего влияния этих факторов, общество стремится взять их под контроль. Тогда для согласования интересов различных субъектов вырабатывается однократно применяемый способ разрешения проблемной ситуации - модель поведения, приемлемая для сложившегося положения, но это решение не становится общим правилом и не может применяться даже в схожих ситуациях.
Подобное регулирование встречается в бытовых отношениях и личной жизни человека. Однако многие правила в первоначальном виде были итогом стихийного регулирования, изменение их качества произошло по причине их сознательного распространения на регулирование не единичных, а типичных случаев и жизненных ситуаций.
Итак, в процессе стихийного регулирования создаваемая модель поведения изначально не рассчитана на ее применение в иных подобных случаях. Упорядочение общественных отношений принято связывать с действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов - относить к дестабилизирующим факторам. Вместе с тем, исходя из критерия устойчивого функционирования общества, все регулятивные факторы имеют относительный характер, то есть могут оказывать и позитивное, и негативное влияние.
Однако, не вызывает сомнения тот факт, что функциональная характеристика стабилизации общественных отношений относится, прежде всего, к социальным нормам.
Акты индивидуального регулирования выступают в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Индивидуальное (казуальное) регулирование осуществляется путем установления для объекта нужного результата, а также путей его достижения. Индивидуальное регулирование предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. К признакам казуального регулирования относится, во-первых, то, что оно относится к конкретному лицу (группе конкретных лиц), т.е. их адресат персонифицирован. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации, то есть рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые потенциально могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование предназначено для учета специфики каждой отдельной ситуации, всех случайных элементов, которые не укладываются в схему общих предписаний нормативного регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 71– 83.
3. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1995. 311 с.
4. Бирюков С.В. О понятии и видах функций права // Омские научные чтения – 2018 Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Редколлегия: Т.Ф. Ящук [и др.]. 2018. С. 1054– 1056.
5. Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права // Право и политика. 2014. № 4. С. 4– 14.
6. Демидов А. Ю. Пределы правового регулирования: понятие и виды // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 4 (29). С. 6-18.
7. Демиева А.Г. О соотношении понятий «правовое регулирование», «саморегулирование» и «координация» экономической деятельности // Гражданское право. 2015. № 4. С. 9 - 11.
8. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994. 400 с.
9. Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. 336 с.
10. Перевалов В.Д. Взаимодействие правовых систем: теоретические аспекты // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 7 - 14.
11. Погодин А.В. Социальное содержание права и правореализация // История государства и права. 2014. № 6. С. 6 - 9.
12. Радько Т.Н. Теория функций права. М., 2014. 269 С.
13. Синецкая А.Е. Понятие функций права // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.– практ. конф. № 22(33). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 03.12.2019).
14. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. 616 с.
15. Усманова Р.М. Традиции как социальные регуляторы общественных процессов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 11 - 15.
16. Чернова Э.Р., Багин А.А. Формы осуществления функций государства публичными органами власти// Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. С. 438– 441.