Фрагмент для ознакомления
2
1.Судебная власть
Существует несколько значений термина «судебная власть», под одним из которых понимается отрасль деятельности государства, которая выполняет определенные функции по разрешению правовых конфликтов. Согласно другому значению, судебная власть - это система всех судов государства, другими словами, непосредственно сама судебная система. По третьему же значению судебной властью являются функции судебных органов по осуществлению их полномочий.
Одним из самых важных компонентов правового демократического государства является эффективное правосудие и правильно построенная система законов. Чтобы судебная власть государства реализовалась для этого была создана судебная система, представляющая собой совокупность судебных органов. В статье 10 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года сказано, что судебная власть ведет свою деятельность независимо от законодательной и исполнительной власти, то есть можно сделать вывод, что судебная власть в РФ является самостоятельной и независимой государственной власти. Связующим элементом между судами и исполнительной и законодательной властью является обязанность в применении законов и других нормативно правовых актов. Но в вынесении приговоров и судебных решений судебная власть является полностью самостоятельной, а уже их исполнение является компетенцией исполнительной власти.
Судебная власть - это способность органа (суда), который занимает особое положение в государственном аппарате, влиять наразного рода социальные процессы и поведение людей. Поэтому можно сказать, что определение «судебная власть» состоит как минимум из двух составляющих, первая из которых - это реализация данной власти только спектральными государственными учреждениями (судами), а вторая - это собственные способность и возможность воздействия.
Одним из важнейших проявлений судебной власти считается правосудие, его осуществление - это полномочие только судебной власти. Однако, это не все полномочия, которыми обладает судебная власть, кромеправосудие имеются и другие, например: гарантия исполнения приговоров и других судебных решений, предоставление разъяснений по вопросам судебной практики, конституционный контроль и другие.
Судебная власть имеет неотъемлемые, отличающие ее от других ветвей власти, признаки:
• осуществление специальными государственными органами - судами, совокупность которых составляет судебную систему;
• невозможность пересмотрения решений другими органами власти;
• четкая процессуальная форма;
• реализация происходит с помощью конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Существует два типа судов в Российской Федерации: суды субъектов Российской Федерации и федеральные суды.
Федеральные суды тоже подразделяются на типы:
1. Конституционный суд РФ - независимо и самостоятельно осуществляющий судебную власть орган конституционного контроля. Он является властью судебной системы, но непосредственной ему никто не подчиняется. Занимается разрешением споров о компетенции, дает заключение о выполнении порядка выдвижения обвинения Президента РФ, проверяет соответствие конституции законов, договоров и нормативных правовых актов.
2. Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим органом Российской Федерации и производит контроль над гражданским и военным судами. В его компетенции: ведение судебного контроля над судами общей юрисдикции, рассмотрение самых сложных уголовных, административных и гражданских дел, которые имеют подсудность судам общей юрисдикции, изучение судебной практики и анализ статистики. К судам общей юрисдикции относятся районные суды, суды городов федерального значения, Верховные суды республик, краевые, областные, а также суды автономных округов и областей. Военные же суды формируются по территориальному принципу, в зависимости о расположение войск и флотов (гарнизонные и окружные).
3. Федеральные арбитражные суды. В состав Федеральных арбитражных судов входят: Арбитражные апелляционные суды, Федеральные суды округов и Арбитражные суды субъектов Федерации. К арбитражным судам относится и функционирующий с 2013 года Суд по интеллектуальным правам.
Суды субъектов федерации: конституционные (уставные) суды субъектов. В их компетенцию входит рассмотрение соответствия законов субъекта и других его нормативных правовых актов конституции проекта РФ.
Мировые суды. Занимаются рассмотрением административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сказать, что поскольку одной из важнейших характеристик России является гражданское общество и правовое государство, то одним из самых важных компонентов нашего времени является эффективное правосудие и правильно построенная система законов. Для того чтобы судебная власть государства реализовалась, была создана судебная система, представляющая собой совокупность судебных органов. В статье 10 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года сказано, что судебная власть ведет свою деятельность независимо от законодательной и исполнительной власти, то есть можно сделать вывод, что судебная власть в Российской Федерации является самостоятельной и независимой государственной властью.
2.Понятие уголовного права
Уголовное право - это совокупность правовых норм, принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания, а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие. Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в Уголовном кодексе РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ является единственным источником уголовного права, все другие нормативные правовые акты государства, решения Конституционного Суда РФ, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный, разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.
Источником уголовного законодательства России, как это вытекает из ст. 1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), является только настоящий Кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат кодификации, т.е. включению в УК РФ.
Уголовное право, базирующееся на уголовном законодательстве, является отраслью права, входящего в структуру отраслей права Российской Федерации. Для разграничения отраслей права используют предмет и метод. Самостоятельность уголовному праву как учебной дисциплине и как отрасли права придают:
1) предмет регулирования, т.е. такие общественные отношения, которые возникают только после совершения преступления между лицом, его совершившим, и государством через специально уполномоченные органы уголовной юстиции, применяющие уголовный закон. Предмет уголовного права, таким образом, определяет, какие общественные отношения регулируются нормами уголовного права;
2) метод регулирования, присущий уголовному праву, который состоит в разработке социально обоснованных уголовно-правовых запретов определенных форм правонарушающего поведения, нахождении законодательных конструкций таких запретов, позволяющих обеспечивать привлечение виновных в совершении преступлений к ответственности и наказанию. Метод уголовного права, таким образом, определяет, как указанные в предмете общественные отношения регулируются нормами уголовного права.
В уголовном праве находит отражение охрана: прав личности, ее интересов, всех форм собственности, конституционного устройства государства и международно-правовых отношений, охраняемых уголовно-правовыми нормами. Международно-правовые нормы обязательно учитываются в российском уголовном законодательстве. На них в ряде случаев базируются некоторые нормы в нашем уголовном законодательстве, например, принципы обращения с правонарушителями; запрет пыток и других форм ущемления прав личности; мораторий на применение смертной казни; вопросы выдачи преступников, оказание помощи другим государствам в деле борьбы с терроризмом, наркоманией, фальшивомонетничеством и в решении других проблем. Активно вырабатываются взаимоприемлемые межгосударственные отношения в сфере применения уголовно-правовых средств и борьбы с преступлениями, носящими межгосударственный характер.
Наиболее полно специфика уголовного законодательства, его содержания, структуры и принципов, на которых оно базируется, определена в предмете уголовного права как учебной дисциплины и обособленной отрасли российского права.
Как учебная дисциплина уголовное право состоит из совокупности учебного материала, расположенного в соответствии со структурой УК РФ, рассматривающего теоретические положения, комментирующего нормы уголовного законодательства. Это позволяет студентам юридических вузов усвоить основные положения и в последующей правоприменительной деятельности в роли специалиста-юриста проводить квалификацию, давать обоснованную уголовно-правовую оценку совершенного преступления, определять наказание, участвовать в защите на всех стадиях уголовного судопроизводства