Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью создания психологического портрета личности является определение её индивидуальных характеристик посредством анализа комплекса признаков (внешности, поведения, речи и др.).
Психологический портрет личности активно использовался в психоанализе с самого его зарождения. Согласно представлениям З. Фрейда о психике (см. Приложение), за основу человеческой жизни и всех проявлений жизнедеятельности он принимал реализацию или подавление сексуальных инстинктов, энергетической сущностью которых является либидо. По мнению Фрейда, либидо имеет способность к сублимации, в связи с чем оно способно видоизменяться, принимая иные формы. Это имеет место во всех действиях – от элементарных физиологических процессов до создания сложнейших произведений искусства. Фрейд постоянно связывал формирование и совершенствование человека с реализацией его сексуальности, часто отождествляя данные понятия.
В настоящее время при создании психологического портрета личности психологи опираются на мета-черты. При этом необходимо учитывать, что мета-черты тесно связаны между собой, поэтому их исследование важно проводить в комплексе.
Подходы к составлению психологического портрета в современной психологии
Психологический портрет личности призван охарактеризовать комплекс индивидуальных личностных черт по внешнему виду, скорости речи, интонации и т. д., чтобы получить общее представление о человеке [4].
Рассмотрим, что представляет психологический портрет, его основные функции и принципы создания с позиции современной психологии.
Психологи различают понятия психологический портрет личности и психологический профиль личности. Первое - это качественное описание свойств личности, а второе - её количественные и графические проявления.
Методику составления психологического портрета используют криминалисты, работодатели, психологи, ученые, а также отдельные личности для самопознания [1].
Обычно используется комплекс тестов, который посредством очного, дистанционного или заочного тестирования выявляет основные черты характера человека.
На основе оценки личностных качеств можно составить профиль, состоящий из следующих компонентов:
1. темперамент;
2. характер;
3. способности;
4. ориентация;
5. интеллект;
6. эмоция;
7. волевые качества;
8. умение общаться;
9. самоуважение;
10. уровень самоконтроля;
11. возможность группового взаимодействия [3].
Компоненты и их количество могут варьироваться в зависимости от метода. В качестве примера довольно часто используются университеты, предприятия, компании для проведения научных исследований, подбора персонала и др.
В современных психологических исследованиях при составлении психологического портрета личности многие исследователи принимают во внимание мета-черты. Мета-черты представляют собой комплексные, наиболее общие черты, присущие личности на различных этапах её жизненного цикла. Мета-черты существуют не обособленно. Их взаимодействие определяет качество жизни определённой личности, её возможности для совершенствования и духовного роста. Так, хорошо развитые интеллектуальные способности скорее всего не приведут к успеху в предпринимательстве без должного развития таких черт, как экстраверсия и сознательность [2].
Построение психологического портрета личности по профилю в социальных сетях
В последние годы широкое распространение получило построение моментального психологического портрета личности на основании профилей человека в социальных сетях. Это активно используется в современной криминалистике. В российской науке этой теме уделили внимание следующие исследователи: Д.В. Туркин (2008), Е.А. Милова (2012), К.Г. Устинкина (2016), А.С. Воронкин (2014), К.С. Вебер, А.А. Пименова (2014). Ряд работ рассматривает активность пользователей в российской социальной сети «ВКонтакте» (Щекотуров, 2012; Щебетенко, 2013; Черемисова, 2016), что позволяет рассуждать о национальных особенностях поведения пользователей локальных платформ, которые противопоставляются глобальным игрокам рынка (таким как Facebook). Школу Московского университета при разработке данной проблемы представляет группа исследователей факультета психологии во главе с А.Е. Войскунским (2013, 2014), а также факультета журналистики (Щепилова, 2010; Шилина, 2010; Игнаткина, 2012; Муронец, 2015; Ганюшин, 2014).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаврушева, А. А. Психологические особенности индивидуального восприятия зрительных иллюзий // МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ – 2016. Материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр "Знание". 2016. С. 188-192
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
3. Кривченко. Т. А. Психологические особенности использования индивидуального тезариуса внешности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, 1992
4. Лейбин, В. М. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 416 с.
5. Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие. 3-изд. - СПб, «Питер», 2019. – 592 с.
6. Нурбекова, А. Ж. Значимость алгоритма при анализе информации в компьютерной сети // Статистика, учет и аудит. 2014. № 1 (52). С. 88-93.
7. Овчинникова, И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 2 (22). С. 143-156.
8. Плеханова, М. П. Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Нигматуллин Р.В. - ответственный редактор. 2016. С. 148-151.
9. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.