Фрагмент для ознакомления
2
Программа для работы психолога с детьми с проблемами общения с взрослыми.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение целей основной образовательной программы без психологического сопровождения осуществить сложно. Основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: - оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов; - обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития. Данная Программа является системой работы практического педагога - психолога, основанной на опыте работы с детьми дошкольного возрасты и на творческой обработке разнообразной педагогической и психологической литературы. Одной из основных линий современного развития общественного дошкольного образования является его психологизация, что предполагает приведение в соответствие практики ДО с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития личности. Данная Программа предполагает становление у детей дошкольного возраста тенденции к самореализации и самодостаточности. Решение этой задачи выражается в развитии у дошкольников интеллектуальных способностей, чувства уверенности в собственных силах, личностной адекватности требованиям окружающей среды: становления образа себя как значимого субъекта в системе межличностных отношений, потребности и умения использовать возможности собственного тела, т.е. формирования и развития коммуникативных способностей.
Цель: Создание условий для личностного развития. Сохранение психического здоровья детей.
Методики работы психолога с детьми имеющими проблемы в общении со взрослыми: Первое упражнение - "Строим жилище" - способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время психологического консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым; увидеть, как ребенок или родитель обходится со своими психологическими границами и какие они - слабые или крепкие; испытывает ли потребность в том, чтобы укреплять эти границы (например, дополнительно наклеивая много слоёв бумаги на коробку); как на символическом уровне представляет себя, свое телесное и эмоционально-личностное пространство, если соотносить это с образом "жилища", "дома"; насколько сильно проявляется контраст между внешним и внутренним; как выстраивает отношения с окружающим миром (например, есть ли в этом "жилище" входы и выходы, имеется ли дополнительная защита в виде ограды, решёток и прочее). Второе упражнение - "Заколдованная пещера" - пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление, фантазию. Третье упражнение - "Игра в принцессу или волшебника" - позволяет научить ребенка осознавать и говорить о своих актуальных желаниях, потребностях и мечтах взрослому, что облегчает поддержание диалога, избегание истерик и конфликтов, инициируя поиск приемлемого способа для их удовлетворения. Так, в реальной жизни невозможно получить настоящую волшебную палочку или завести в доме слонёнка, но игра и рисование даёт возможность ребёнку прожить все это на эмоциональном уровне, вообразить, представить себе важные детали желаемого события, совершить необходимые действия в ходе своеобразной психодрамы, сюжетно-ролевой игры. В то же время некоторые детские желания могут быть услышаны взрослым и успешно реализованы вместе с ребёнком. Кроме того, последнее упражнение может быть полезным и выполняться не только психологом, но и родителями дома для профилактики детских капризов и истерик, а так же для того, чтобы научить ребёнка осознавать, озвучивать и выражать значимым взрослым свои желания, потребности, мечты, фантазии. Для этого необходим доверительный контакт между ребёнком и взрослым, умение последнего слушать и слышать то, что малыш пытается донести до него. Полученные в ходе выполнения упражнений наблюдения, внутренний эмоциональный опыт, а так же последующая рефлексия позволят психологу уточнить или переформулировать изначальный запрос, дать семье обратную связь, необходимые рекомендации или домашнее задание.