Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессия представляет собой один из наиболее приоритетных модусов человеческого бытия. Выбор профессии – это важный процесс. Целым рядом вопросов, которые связаны с межличностными отношениями, обусловленными профессией, занимается профессиональная этика. Под профессиональной этикой мы будем рассматривает не раздел философской науки, а общность проблем нравственного характера и ценностей, которые связаны с профессиональной деятельностью.
На тему учебы в изменяющемся мире сказаны миллионы слов, написаны тонны литературы. Бурно изменяющаяся реальность породила целую отрасль связанных с этим исследований. Сегодня восторги от масштабных обновлений заметно утихли и даже сменились раздражением, а то и протестом. Но мир не намерен останавливаться, изменения и не думают прекращаться. При этом образование, которое бежит за реальностью изо всех сил, не только «добежать» не может, но катастрофически теряет в скорости и адекватности. Более того, оно накапливает организационную и программную токсичность, которая дополнительно усугубляется политикой сверхформализации. Одной из самых востребованных для таких случаев является теория Зигмунта Баумана о текучей («растекающейся») современности [1]. Она неизменно демонстрирует свою объяснительную силу для реальности, находящейся в состоянии стохастических перемен, когда все важнейшие структуры общества, ранее надежные, понятные, пригодные для того, чтобы на них опираться в повседневной жизни, теряют свои «твердые» формы и «растекаются».
Целью данной работы является рассмотрение учебы как профессии.
Задачи:
1) Описание современного подхода к учебе;
2) Анализ современных тенденций учебы и получения образования как профессии.
1 Учеба и получение образования как современная востребованная профессия во всем мире
Наблюдения З. Баумана в полной мере относятся к образованию как важнейшей субструктуре общества, укорененной в культуре, и значит, в большой степени тоже подверженной драматическим реалиям «растекания». Сегодня эти процессы касаются практически всех непосредственных участников образовательных процессов – работников сферы образования, его потребителей и пользователей, то есть практически всех, кто учит, учится и кто заинтересован в результатах и процессах обучения [2].
Терминологическая метафора «растекания» носит у Баумана напряженный социоэмоциональный и даже моральный характер. Но взятая вне оценочного отношения она позволяет увидеть растекание не только как кризис «твердых форм» образования индустриальной эпохи, но и как мультипликацию образовательных паттернов, порожденных процессами адаптации института к изменяющейся реальности. Эти процессы привели сегодня к небывалым переменам в классическом облике социального института образования.
Изменились его структуры, функции, организационные формы, педагогические парадигмы и методы аудиторной работы с учащимися; продолжают расширяться реальные и виртуальные образовательные среды, предоставляется возможность строить индивидуальные образовательные траектории, образование уходит в интернет, создает возможности для широкого поля неформальных образовательных практик свободного доступа, прирастает просветительскими областями, включает разнообразные, в том числе, сетевые, образовательные сообщества. Все это создает новую действительность образования, которая требует своего осмысления, описания и объяснения [2].
В своей последней книге Бауман буквально бьет тревогу, предупреждая человечество об опасностях непрекращающегося «растекания» прочных основ общества, которое добралось уже до сугубой сущности человеческой природы, соблазняя свободой от социума и вообще каких бы то ни было отношений, оставляя в одиночестве и неврозе. Изо всех сил сохранять диалог – вот единственное лекарство, которое он прописывает миру.
Вместе с тем, нарастающее ощущение социальной атомизации и отчуждения, групповая замкнутость и архаизирующая общество неосословность порождают ответную волну сопротивления этим процессам – прежде всего культурного сопротивления. Для образования это означает новый разворот к человеческим связям, человеческим ценностям, и диалоговым формам работы с ориентацией на осознаваемый взаимный интерес.
Точка сборки – индивид. Расширяя доступ к образовательным ресурсам, система образования тем самым уведомляет, что с помощью традиционных массовых стандартизированных программ и практик обучения она необходимого рынку и обществу продукта не дает. В результате она переходит в режим частичного дерегулирования системных механизмов и переносит «точку сборки» своего результата с учебных планов и программ, созданных и контролируемых экспертами, – на индивида. Конечно, образование всегда воплощается в индивидуальном человеческом капитале, только теперь, в «растекающихся» реалиях, этот результат программируется не учебным заведением, а самим индивидом – инстанцией с собственными, частными, индивидуальными критериями и потребностями. В этой точке индивид в большой мере самостоятельно выстраивает свою профессиональную квалификацию, багаж компетентностей, самоидентификацию [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 2. № 11. С. 136-148
2) Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. — СПб.: Питер,2008. — 240 с.
3) Гребнев Л.С. Learning как «обучение»: особенности национальной терминологии(Комментарий к статьям В.И. Байденко, Н.А Селезнёвой) // Высшее образование в России.201. № 12 (218). С. 133-135
4) Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшегообразования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики // Высшее образование в России. 2016. № 12 (2). С. 34– 44.
5) Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Высшая школа: взгляд за горизонт // Высшее образование в России. 2017. Т. 28. №3. С. 21-34.
6) Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как потребитель образования: содержание категории и поиск субъекта // «Высшее образование в России», №6, 2015. С.65-75.
7) Сапунов М.Б., Тхагапсоев Х.Г. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) // Высшее образование вРоссии. 2018. Т. 2. № 5 С. 20–27.