Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);
Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.
Учебник Горецкого В.Г. Азбука, М.: Просвещение, 2012
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно.
Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Декодирование начинается со способности находить соответствие букв и их звуков. Этот процесс также включает в себя способность разделять звуки в словах (сегментирование) и смешивать их вместе. Когда дети способны делать и то, и другое, они могут озвучить слово. На начальной стадии обучения чтению дети начинают с декодирования односложных слов, а затем переходят к многосложным.
Проблемы с декодированием обычно становятся очевидными, когда дети начинают учиться читать. Но признаки могут появиться и раньше, когда дети только начинают знакомиться со звуковой структурой слова.
I. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу обучению грамоте (письмо и чтение)
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающаяся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Требования к уровню подготовки учебной программы по предмету «Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:
Обучающаяся научится:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса:
- Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.
- Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).
- Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
- Владение навыками звукового анализа и синтеза;
- Расширение словарного запаса;
- Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
- Умение создавать текст;
- Развитие тонкой моторики;
- Владение навыками письма.
Принципы построения программы
диалогизация обучения – диалог между участниками образовательного процесса для поиска верного решения, получения знаний.
вариативность – ученик может сам определить домашнее задание, самостоятельно решает, принимать или нет участие в работе над проектом, выбирает вид и количество заданий;
преемственность и перспективность предполагает учет уровня развития каждого из учеников;
доступность – отбор методов обучения соответственно возрасту школьника;
сотрудничество педагогов, учеников, родителей (то есть всех участников процесса образования) означает, что родители, наравне с педагогами и учениками, включены в образовательный процесс
II. Содержание учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-графической пропедевтики.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.
На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков и букв русского алфавита»
Цель: Закрепить представления ребенка о гласных и согласных буквах и звуках русского языка.
Задачи: Закреплять знания ребенка о звуках и буквах. Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа. Упражнять в определении гласных и согласных звуков, качества звука. Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мелкую моторику. Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы, ориентироваться в пространстве. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга. Воспитание чувства доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Давай вспомним девиз нашего занятия. Ребенок говорит девиз:
Не просто слушаю, а слышу.
Не просто смотрю, а вижу.
Думаю и отвечаю,
Все вокруг замечаю.
Говорю красиво, четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на нашем занятии по обучению грамоте мы вспомним все то, чему научились за этот год и покажем наши знания. Тебя ждет много интересных игр и заданий. Но чтобы подойти к нашим столам необходимо отгадать загадки. Одна загадка – один шаг. Ты готовы?
Что вы знаете о буквах и звуках? Буквы мы -…(пишем и читаем), а звуки …(слышим и произносим). Какие они бывают? Правильно, гласные и согласные. А чем они отличаются. Как можно узнать, согласный это звук или гласный.
- Гласные можно петь, а согласные петь нельзя;
- Если бабочка звука летает долго, то это гласный звук, а если быстро падает, то это согласный.
- Если при произнесении звука воздух свободно вытекает, то это гласный звук, а если встречает преграду, то это согласный.
- Гласные на письме отмечаются красным цветом, а согласные – синим.
Очень хорошо. Все верно.
4. И сейчас мы поговорим о гласных. Ты уже сказала, чем гласные отличаются от согласных, но у гласных есть еще одна отличительная особенность. Кто может ее назвать? Правильно, у гласных и звук и буква называются одинаково. Давай проверим, я буду показывать букву, а ты мне будешь называть ее. Договорились? (Учитель показывает гласные буквы, а ребенок называют букву и звук, который в ней живет).
Скажи мне, какие бывают гласные? (Обычные и волшебные).
А какие гласные являются волшебными? Правильно, волшебная гласная превращает согласный, стоящий впереди нее из твердого в мягкий. И волшебная гласная содержит в себе два звука. В какие пары можно поставить гласные, по какому признаку? (Волшебную с ее парной обычной гласной).
(Ребенок составляет необходимые пары из гласных).
Все правильно молодец, Давай еще раз назовем получившиеся пары гласных (называет).
5. И теперь я предлагаю перейти к согласным буквам и звукам.
Давай еще раз повторим, какие звуки являются согласными. Согласные петь нельзя. Бабочка согласного звука быстро падает. При произнесении согласного звук не встречает преграду. Название букв и звуков у согласных отличаются друг от друга. Давай проверим, я буду показывать букву, а ты мне будешь называть звук, который в ней живет, договорились. (Показывает буквы, ребенок называет букву и звук). Как согласные отмечаются на письме, каким цветом? На письме согласный отмечается синим или зеленым цветом. Молодец, все верно сказала, и если согласные отмечаются синим или зеленым цветом, то какими они бывают. Правильно, твердые и мягкие, твердые согласные отмечаются на письме… (синим цветом), а мягкие …(зеленым). А из перечисленных согласных есть те, которые всегда бывают твердыми? (Ж-Ш-Ц). А какие являются всегда мягкими? (Ч-Щ-Й). Замечательно, все-то ты знаешь. А какие еще бывают согласные? (Звонкие и глухие). А как узнать звонкий звук или глухой. Правильно, нужно закрыть уши, и произнести звук, если уши звенят, то этот звук звонкий, а если не звенят, то глухой. А теперь еще раз посмотри на согласные, и скажи мне, по какому признаку некоторые из них можно поставить в пары? (по звонкости и глухости). Иди, …Соня, составь первую пару согласных по звонкости и глухости. Молодец, все пары составила. А назови буквы, которые не имеют звука? (ь-ъ). Все верно, все - то ты знаешь.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Узелки на память. Повторение изученных гласных букв (Азбука с.76-77).
Целевая установка урока: раскрытие смысла выражения «узелки на память»; повторить и обобщить полученные знания о гласных звуках и буквах, их обозначающих.
Формирование УУД:
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь: понимать возможность различных позиций других людей; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.
Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Ход урока:
Орг. момент. Настрой на урок:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
- Что мы изучаем на уроке обучения грамоте? (Изучаем буквы и звуки!)
Речевая разминка
– Для чего надо делать речевую разминку? (ответ ребенка)
«Индюк» (бл-бл-бл)
артикуляционные упражнения «Шарик»
Ребро, кулак, ладошка
Жутко жуку жить на суку.
игра «Эхо» - повторяем пословицы (уменьшаем звук голоса)
Чтение — лучшее учение!
С книгою жить – век не тужить.
Кто много читает, тот много знает.
- Мы сейчас проговорили пословицы о чтении. А почему важно уметь хорошо читать?
3. Работа над темой урока
- Мы сказали о важности чтения. А чтобы научиться читать, что нужно знать? (буквы)
- Верно, продолжи фразу: буквы складываются в…. слова, а слова …..в предложения.
Внимание на слайд 1 ! Там зашифрована тема урока, отгадаем?
Итак, тема урока «Узелки на память. Повторение изученных гласных букв».
Цель: повторить и запомнить все изученные буквы
Открываем Азбуку на с.76. И проверяем правильно ли мы догадались про тему урока «Узелки на память!» Как узелки могут относиться к теме нашего урока? Ведь заголовок — это не просто слова, а всему голова. (надо что-то запомнить)
Верно и Совёнок подсказывает нам? Прочитаем его ответ? (Завязать узелок — запомнить.) Почему к ответу Совёнка нужно прислушаться? (Сова считается умной птицей.) Что же он хочет нам рассказать?
СЛАЙД 2
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема урока: «Звуки [г] и [г']. Буквы Г, г».
Задачи урока: учить распознавать звуки [г] и [г'] и соответствующую букву, писать буквы Г, г; развивать словесно-логическую и слуховую память.
УУД: распознавать звуки [г] и [г'] и соответствующую букву; правильно писать буквы Г, г; выполнять звуко-буквенный анализ слов; чувствовать ритм, плавность движений при письме; четко и последовательно выражать свои мысли; работать в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой снова совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Пишичитайск. На чем отправимся мы туда? … (На поезде. Появляется буква У). Девочка, гудит: У-у-у.
Поезд отправляется.