Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиционно считается, что Русская Православная Церковь была основана Андреем Апостолом, который, как считается, посетил Скифию и греческие колонии вдоль северного побережья Черного моря. Согласно одной из легенд, апостол Андрей достиг будущего местоположения Киева и предсказал основание великого христианского города.
Величайшая миссия православного христианского Константинополя была в областях, известных как Киевская Русь. Христианство пришло в Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке. В 863-869 гг. Святые Кирилл и Мефодий впервые перевели части Библии на старославянский язык, открыв путь к христианизации славян. Есть свидетельства того, что первый христианский епископ был послан в Новгород из Константинополя Патриархом Фотием или Патриархом Игнатием около 866-867 гг.
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что на протяжении всего исторического развития русского государства православная церковь играет значительную роль и, несмотря, на антирелигиозную коммунистическую политику, которая господствовала почти на протяжении века, в настоящее время роль церкви является ключевой в современном российском обществе.
Цель работы – рассмотреть основные этапы развития православия в России.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать крещение Руси и роль православия в объединительной политике московских князей XIV-XVI веков.
2. Проанализировать церковные реформы XVII-XIХ веков.
3. Рассмотреть православную церковь в условиях становления тоталитарной системы в СССР и в Великой Отечественной войне.
4. Дать характеристику периоду возрождения религиозности в России в 90-е годы.
1. Крещение Руси и роль православия в объединительной политике московских князей XIV-XVI веков
Свою историю РПЦ начинает от крещения Руси в 988. Однако, существование этой Церкви начинается после нападения монголов на Киев в 1240 году, когда погиб киевский митрополит Иосиф, а в 1299 году киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию (на церковно-славянском – «сидалище») поближе к обладателям Золотой Орды, к Владимиру на Клязьме, в эти времена учреждается Сарайская епархия, обращаются в православие ордынские князья и знать.
Вхождение южнорусских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, а также перенос Киевских митрополитов своих резиденций на северо-восток привели к серии внутренних церковно-административных конфликтов. В середине XV в. сформировалась западнорусская митрополия, глава которой носил титул митрополита Киевского и Галицкого.
Отделение Московской Митрополии от Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата и ее автокефалия были провозглашены 15 декабря 1448 г. постановкой Собором епископов Великого княжества Московского епископа Рязанского Ионы «Митрополитом Киевским» самостоятельно, без разрешения Вселенского Патриархата. Через 10 лет московский собор манифестировал отрыв МПЦ от Киева. Это было проявлением долгого существования двух отдельных восточнославянских епархий: Киевской и Московской [1, с. 78].
Порвав связь с центрами восточного христианства, Московская православная церковь все больше становилась орудием государственной власти и не имела евхаристического единения со всем православным миром и 141 год (1448-1589) находилась в непризнании. В конце XV века, когда Великое княжество Московское частично освободилось от подчинения Золотой Орде, создается пропагандистская концепция, что Москва – это наследник древнего и нового Рима – Константинополя и блюститель чистоты православия. Этому способствовал и захват Константинополя османами в 1453 г., а еще ранее – попытка сочетания Восточных и Западных церквей (Флорентийская уния 1439), когда в Москве не приняли сторонника унии, киевского митрополита Исидора. На этой религиозно-обрядовой почве разгорелся военный конфликт между Московским княжеством и Новгородской республикой. Когда после смерти в 1470 году архиепископа Великоновгородского и Псковского новгородцы обратились к каноническому Киевскому митрополиту, чтобы он рукоположил им нового архиепископа, то великий князь московский Иван III воспринял это как наступление на его каноническую территорию и совершил в 1471 году нападение на Новгородскую республику. После «Шелонской битвы» 1471 года был подписан «Коростинский мир», по условиям которого Иван III «заставлял ставить архиепископа на Москве». Концепция теории Третьего Рима в Москве сформулирована в посланиях псковского монаха Филофея, о том, что некоторые православные земли теперь собраны под властью единого православного московского князя; что два предыдущих Рима пали, третий – Москва, стоит, а «четвертому не быть» и негоже ему творить насилие над «правоверными» 4, с. 82.
Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской церкви за установление патриаршества лишь к концу XVI в., во время правления царя Федора Ивановича. Важную роль в переговорах по этому вопросу сыграл фактический правитель Руси того времени – брат царицы Ирины Борис Годунов, будущий царь.
Первый этап подготовки к учреждению патриаршества в Русской церкви был связан с приездом в Москву Антиохийского патриарха Иоакима в 1586 году. Это событие стало толчком к работе годуновских дипломатов для оказания патриаршего достоинства предстоятелю Русской Православной церкви. Иоаким приехал сначала на Западную Русь, а оттуда направился за финансовой помощью в Москву. И если в Речи Посполитой патриарху пришлось быть свидетелем нового натиска католиков на православие и
Фрагмент для ознакомления
3
1. История религий в России: Учебник. / Под. ред. Н.А. Трофимчука. М.: Академия, 2002. – 324 с.
2. Карташев А. В. История русской церкви – М.: Эксмо, 2004. – 912 с.
3. Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/903/691/1219/004.KONATCHEVA.pdf – Дата обращения: 09.12.2019.
4. Никольский Н. М. История русской церкви – Минск : Беларусь, 2002. – 540 с.
5. Новоселов, О. Н. Русская православная судьба: религиозно-философское исследование. - Киров, 1997. - 559 с.
6. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. пособие – М. : Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т, 2012. – 358 с.
7. Религиоведение: учебное пособие для философских специальностей вузов / М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич ; под ред. М. Я. Ленсу, В. В. Кудрявцев. - Минск: Новое знание, 2003. - 445 с.
8. Скрынников, Р. Г. Государство и церковь на Руси, XIV-XVI вв.: подвижники русской церкви / Р. Г. Скрынников. - Новосибирск : Наука, Сибирское отделение,1991. - 396 с.
9. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. – М: Академия, 2002. – 198