Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По мере исторического развития производства товаров и услуг создавались рынки, прошедшие нелегкий путь от традиционных базаров до современных структур, характеризуемых компьютерным оснащением и высокими электронными технологиями. В данной статье подробно изучено понятие, функции и виды рынка, а также рассмотрены отдельные категории рыночных структур в соответствии с современными стандартами.
Сегодня под понятием рынка следует понимать высокоорганизованную систему отношений экономического характера между различными субъектами экономики: домохозяйствами, всевозможными типами организаций (конечно же, в данном случае на первый план встают самые масштабные компании) и, естественно, государством (включая при этом органы наднациональной направленности деятельности). Государство главным образом выполняет направляющую и регулирующую роль в организации общей системы. Данные отношения базируются на купле-продаже товаров и услуг в области обращения. Кроме того, современным рынок определяется и как инструмент реализации таких отношений в полном соответствии с законами по поводу производства товаров и обращения денежных средств.
Рыночная структура на сегодняшний день высоко организована, кроме того, она предполагает качественное управление ресурсами, соответствующее тому или иному элементу рассмотренной ниже классификации. Так, в структуру рынка входят продавцы и покупатели товара, производители и, конечно же, его потребители. Взаимодействие представленных категорий всегда приводит к формированию рыночных цен.
Инфраструктура рынка
Важно отметить, что рынок наделен собственной инфраструктурой, под которой следует понимать организованную совокупность организаций и учреждений государственного или коммерческого характера деятельности, обеспечивающих полноценное и качественное функционирование рыночных отношений, а также грамотное управление ресурсами.
Ключевыми элементами рыночной инфраструктуры являются следующие элементы:
• Торговая сеть.
• Таможенная система.
• Налоговая система.
• Национальный банк той или иной страны, а также коммерческие структуры.
• Биржи.
Понятие инфраструктуры рынка можно рассматривать как систему организаций и учреждений, которая в полной мере обеспечивает движение товаров и услуг на рынке свободным образом. Это своеобразный комплекс институтов и видов хозяйствования, формирующих условия организационно-экономического характера для того, чтобы рынок имел возможность нормально функционировать. Условия успешного функционирования, как отмечалось выше, создают и участники экономического процесса, в число которых обязательно включаются организации и предприятия государственного или коммерческого характера хозяйствования, а также различные службы.
Инфраструктура рынка наделена соответствующей организационной основой, которую составляют снабженческо-сбытовые, брокерские и иные организации посреднического типа, а также фирмы масштабных предприятий, наделенные, естественно, коммерческим характером. Важно дополнить, что материальная база в данном случае формируется из таких элементов, как транспортная система (или несколько таковых), складское и тарное хозяйство, информационная система, а также система связи.
Целью существования и деятельности участников рыночной инфраструктуры служит облегчение произведения операций товарообменной природы, осуществление контроля над ними (как в экономическом, так и в юридическом плане), повышение оперативности и эффективности процесса их реализации, а также предоставление информационного обеспечения. Как правило, именно тип и вид рынка определяют конкретную конфигурацию инфраструктуры.
Элементы рынка
Как выяснилось, для успешного функционирования рынка необходимо выполнение трех условий: наличие собственности частной природы, свободных цен и, конечно же, здоровой конкуренции. Между экономическими субъектами (а именно продавцами и покупателями) развиваются отношения купли-продажи, с чем напрямую связаны ресурсы рынка.
Так, к основным элементам следует отнести предложение, спрос и, естественно, цену на продукт. Дело в том, что первые два эффективно уравновешиваются третьим элементом. В случае роста спроса и неизменности предложения цена будет также расти. А вот если спрос падает, снизится и цена (допустим, на ресурсы рынка). При росте предложения и неизменности спроса цена упадет (и наоборот).
Значение определения, основные понятия спроса и предложения
Такие понятия, как спрос и предложения являются ключевыми в отношениях между производителями и потребителями. Величина спроса может подсказать производителю то количество товарных позиций, которое необходимо рынку. Величина предложения зависит от того объема товара, которое может предложить производитель в данный момент времени и по данной цене. Отношение между производителями и потребителями определяет закон спроса и предложения.
Определения
Спрос характеризует то количество товарных позиций, которые покупатели не только хотят, но и могут купить при различных ценах в определенный период. Предложение характеризует то количество товарных позиций, которое может предложить рынку производитель по всем возможным ценам в определенный период.
Функцией предложения называют закон, который показывает зависимость объема предложения от влияющих на него внешних факторов. На величину предложения могут влиять как ценовые, так и неценовые факторы. В число неценовых факторов входят: уровень оснащенности предприятия, налоги, субсидии, дотации, существование товаров-субститутов, природные и географические условия и прочие.
Виды спроса и предложения
Специалисты выделяют большое количество видов спроса, зависящих от различных параметров. К примеру, в зависимости от намерения потребителей, выделяются такие виды:
• жесткий спрос на товар, не терпящий замены товара даже однородным;
• мягкий спрос, который формируется у покупателя непосредственно перед покупкой и допускает замену товара однородным;
• спонтанный спрос возникает у потребителя внезапно уже в магазине.
Также принято выделять индивидуальный спрос - это когда определяется спрос отдельного потребителя, а также совокупный - спрос рынка потребителей в целом. Предложение также делится на индивидуальное - то количество товара, которое может предложить отдельно взятый производитель.
Совокупное предложение характеризует общее предложение производителей на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник. - Новосибирск: ТОО ЮКЭА, НПК Модус, 2014. - 416с.
2. Задоя А.А. Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: учебник. - М.: Рыбари, 2013. - 479с.
3. Зубко Н.М. Экономическая теория учебник. - Мн.: НТЦ АПИ, 2015. - 311с.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 640с.
5. Курс экономической теории : учебник /под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров, 2014. С. 230-231.
6. Современная экономика: учебник / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 672с.
7. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. - 2014. - №8. - с.35 - 48.