Фрагмент для ознакомления
2
1. Товарный знак. Виды товарных знаков. Товарный знак как элемент фирменного стиля предприятия
Гражданский Кодекс РФ определяет Товарный знак в качестве специальных обозначений, предназначенных для индивидуализации товаров и услуг, то есть позволяющих отличать товары и услуги разных производителей. Товарные знаки подлежать обязательной регистрации и входят в состав фирменного стиля предприятия.
Статья ГК РФ 1482 определяет основные виды товарных знаков, в качестве которых могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, объемные и иные обозначения либо их комбинации . Товарный знак при этом может иметь любой цвет и любой цветовое сочетание.
Наиболее распространенными видами товарных знаков выступают именно словесные обозначения, которые, в свою очередь, чаще представляют собой логотипы. Помимо этого, к словесным обозначениям (знакам) можно также отнести слоганы компаний, их лозунги.
Так, к словесным обозначениям можно отнести сочетания букв, слова, предложения, словосочетания, а также иные единицы языка и их сочетания.
Товарный знак может быть зарегистрирован и в стандартном классическом своем написании, так и в креативном, оригинальном графическом исполнении – в формате логотипа. Важно подчеркнуть, что товарные знаки могут быть созданы как посредством существующих слов и сочетаний, так и с помощью вымышленных слов или неологизмов.
В качестве изобразительных товарных знаков можно выделить изображения различных линий, предметов, животных, геометрических фигур, людей, а также природных и географических объектов, как правило, без содержания сопутствующего текста. Данный тип товарных знаков также называют эмблемами.
Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные объекты, комбинации линий и фигур, представляющие собой форму товара или какую-либо его часть, форму упаковки товара или объекты и формы, не связанные с товаром.
В качества типа товарного знака можно также выделить звуковые товарные знаки, представляющие собой фрагменты музыкального произведения или короткие звуковые сочетания, звуки быта, природы, промышленных предприятий. Такого типа товарные знаки, как правило, регистрируются в качестве озвученных слоганов фирм, заставок радиостанций, телепрограмм и радиопрограмм, а представлены к регистрации они могут быть в формате графического изображения или аудиофайла .
Комбинированные товарные знаки являются соответственно комбинацией обозначенных выше видов товарных знаков.
Часто встречаются товарные знаки, сочетающие в себе элементы словесного и изобразительного характера – логотипы. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что фирменные товарные знаки существуют для идентификации компании/предприятия на рынке.
Существуют также индивидуальные товарные знаки, которые представляют собой изображения, которые принадлежат одному физическому или юридическому лицу. Коллективные товарные знаки, в свою очередь, представляют собой знаки, обладающие едиными качественными и иными общими характеристиками, которые предназначены для обозначения соответствующих товаров, производимых и реализуемых лицами, входящими в специализированные объединения.