Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Применение научных методов исследования для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике 4
2. Применение учебно-методической литературы в учебно-тренировочном процессе в легкой атлетике. 9
3. Современные методы контроля состояния организма спортсмена в легкой атлетике. 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема улучшения методологии управления, организации и моделирования процесса улучшения спорта в отдельных видах, к примеру легкой атлетики, получает большое внимание в спортивной практике. Поскольку моторную подготовку спортсменов следует рассматривать как управляемую систему. В этом русле работа тренера-педагога направлена на реализацию планового подбора и реализации эффективной учебного-тренировочной методологии для двигательной и физической подготовки будущих спортсменов.
Организация тренировочного процесса по легкой атлетике на соревнованиях и олимпиадах нуждается как в постоянной модернизации проверенных, так и в принципиально новых технологических и педагогических решениях, основанных на знании механизмов формирования двигательных навыков и условий их реализации, построении учебных программ (своевременном внесении в них коррективов), сохранении и совершенствовании физических показателей двигательной подготовки юных и начинающих спортсменов в течение всего периода их обучения.
Рост спортивных достижений в легкой атлетике напрямую зависит от выбора эффективных методов учебного процесса, средств обучения и индивидуальных методов контроля физического и морального развития спортсменов [1].
Именно поэтому данная тема актуальна и востребована в настоящее время.
1. Применение научных методов исследования для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в легкой атлетике
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания легкоатлетов, наибольшее распространение получили следующие методы [2]:
1. Анализ научной и методологической литературы. Любому исследованию должно предшествовать изучение и анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение –это организованный анализ и оценка образовательного процесса без вмешательства в его ход. Педагогическое наблюдение как метод исследования, предполагает своего рода целенаправленное восприятие любого педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный материал или данные. Целью педагогического наблюдения является изучение различных тем педагогическо-тренировочного процесса, таких как:
• содержание учебного процесса;
• подготовка кадров и их обучение;
• средства физического воспитания;
• методы обучения и воспитания;
• поведение учащихся и преподавателя, тренера;
• характер и масштабы тренировочных нагрузок;
• технические и тактические действия и т.п.
3. Хронометрирование. Это неотъемлемая часть педагогических наблюдений, в некоторых случаях, используемых как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – это определение времени, необходимого для завершения действия. В области физического воспитания и спорта хронометрирование-это метод контроля физической активности, измерения и записи времени, проведенного во время организованного упражнения, путем выделения различных компонентов деятельности.
4. Педагогический эксперимент-это специально организованное исследование, проведенное для определения эффективности использования тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и обучения.
В отличие от изучения существующего опыта с использованием методов, которые фиксируют только то, что существует на практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором проверенные инновации должны играть активную роль.
5. Контрольные тесты: тест физической пригодности спортсмена в легкой атлетике. Оценка пригодности основана на анализе достижений в серии тестов (бег на короткие дистанции, спринт и т.д.). Испытания, включенные в комплекс, должны быть простыми в технике выполнения, иметь простую систему измерения результатов испытаний. Разносторонняя физическая подготовка основана на высоком уровне развития основных двигательных качеств.
6. Биомедицинское обследование. Биомедицинская поддержка спортсменов при подготовке к соревнованиям включает экзамены спортсменов по специально разработанным программам: комплексный поэтапный экзамен (ЭКО) и текущий экзамен (TO). ЭКО и ТО проводятся в соответствии с графиком, согласованным с тренерским штабом [3].
Выводы по результатам биомедицинской экспертизы позволяют тренерскому штабу своевременно:
• получать рекомендации по корректировке учебных программ;
• получать рекомендации по подбору спортивной фармакологии (индивидуальные схемы для каждого спортсмена с возможностью достижения максимального тренировочного эффекта без вреда для здоровья);
• балансировка различных типов нагрузок в рамках тренировочного цикла;
• применение дифференцированного подхода к обучению спортсменов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. – М.: Советский спорт, 2013. – 254 с.
2. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева. - М.: Юрайт, 2017. - 217 с.
3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2013. – 216 с.
4. Чернышева Е.Н. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей / Е.Н. Чернышева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №5. - С.31-36.
5. Расчетина, С. А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитательном процессе : учебное пособие / С.А. Расчетина. - Л. : ЛГПИ, 2011. - 88 с.
6. Биохимический контроль в спорте. Научно-методическое пособие. Никулин Б.А., Родионова И.И. – М.: Советский спорт, 2011.