Фрагмент для ознакомления
2
Комплексное диагностическое обследование личности ребенка
Запрос. Цель диагностики
Испытуемый: Алина В., 7 лет, ученица 1-го класса. Обратилась мама с жалобами на нежелание дочери ходить в школу. Девочка застенчивая, молчаливая. Пошла в школу хорошо подготовленной, умея читать, счи-тать и писать. Но на уроках очень волнуется, не может ответить, расстраи-вается, появляется нервный тик, она отказывается ходить в школу, "выду-мывая" болезни.
Цель диагностики - выявить причины школьной дезадаптации ребен-ка.
Выдвижение гипотез
Предполагается, что причинами школьной дезадаптации ребенка мо-гут являться эмоциональные нарушения в виде высокой тревожности, нарушение межличностных отношений, особенности детско-родительских отношений, недостаточно сформированные когнитивные функции.
Методы и методики обследования
1. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант модификаци-рован Н.В. Тарабриной. Методика используется для оценки адаптации ре-бенка, для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуа-ций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей ре-бенка.
2. Тест тревожности (М. Дорки, В. Амен) позволяет определить ха-рактер реакций ребенка на те или иные тревожащие ситуации и вывести индекс тревожности.
3. Рисунок семьи. Данная проективная методика используется для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка и внутрисемейных от-ношений. Методика позволяет выявить переживания у ребенка по отноше-нию к членам своей семьи.
4. Шкала привязанности к членам семьи позволяет выявить особен-ности жизни ребенка в семье.
Выводы и рекомендации
В целях поиска работы можно порекомендовать тщательно готовить-ся к собеседованию. Быть со всеми вежливой и терпеливой, соблюдать эти-кет, держать зрительный контакт, не перебивать, отвечать по существу, стараться не производить впечатление неудачника или бедствующего че-ловека. Необходимо иметь опрятный внешний вид, следить за своими же-стами и осанкой, не отчаиваться, если отказали.
Что касается психического состояния, то стратегии испытуемой в данный момент еще адаптивны, но стресс нарастает, и они не разрешат внутреннего конфликта, который не позволяет принять себя, наладить бес-конфликтное общение с людьми, расширить сферы своей деятельности, наладить личную жизнь. Этот конфликт требует пересмотра, оценки, при-нятия решения, по изменению себя, но для этого нужно, чтобы испытуемая поняла и приняла проблемы в себе.
Испытуемая прибывает в довольно проблемном состоянии и чув-ствует неудовлетворенность своими позициями в обществе и состоянием внутри себя самой. И если она не изменит своей позиции по отношению к своему состоянию, поведению, чувствам, то это может перерасти в даль-нейшие проблемы – она не будет удовлетворена собой никогда, чего бы она не достигла, всегда будет мало.
Можно порекомендовать испытуемой индивидуальную, психоанали-тическую или когнитивную консультацию. Для испытуемой, как для подо-зрительной, недоверчивой, тревожной личности, самым важным будет установление доверительных отношений с консультантом – психологом. Главным в такой консультации или терапии будет доведение до сознания неизвестных частей своего Я, а также того, что можно воспринимать свои сильные переживания как обычные человеческие качества.
Если испытуемая примет решение узнать себя и изменить, то воз-можно преодоление внутреннего конфликта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. - 112с., С. 55-97.
2. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель, 2008. - 671 с. - С. 141-157.
3. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
4. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с. - С. 106 - 108.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и те-сты. – М.: Бахрах-М, 2006.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
7. Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагно-стика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Ирбис, 1998. - С. 87–108.
8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с. - С. 212 - 213.