Фрагмент для ознакомления
2
Актуальные проблемы специальной психологии и специальной (кор-рекционной) педагогики
1. Обзор журнала «Дефектология» за 2018 год
Актуальными проблемами специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики являются:
- реабилитация детей с нарушениями зрения и слуха, уделено внима-ние восстановлению после кохлеарной имплантации;
- исследуются психологические особенности родителей детей с ОВЗ (позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у ро-дителей детей с особенностями психофизического развития, совладающее поведение матерей, воспитывающих детей с детским церебральным пара-личом различной степени тяжести);
- из нарушений речи чаще всего освещается проблема заикания, ОНР, алалии. Рассматриваются генезис, мозговые механизмы и пути пре-одоления речевых нарушений. Проведен обзор подходов к исследованию дислексии в итальянской научной школе;
- рассматриваются возможности дополнительного и индивидуально-го образования в системе психологического сопровождения детей с за-держкой психического развития и с умственной отсталостью;
- отмечены проблемы оценки метапредметных результатов образо-вания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возмож-ные подходы к их решению;
- анализируется зарубежный и отечественный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования;
- исследуются ранние признаки детского аутизма в период младенче-ства, а также ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здо-ровья.
2. Аннотации
1. Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2018. - №3. - С. 19 - 30.
В статье отмечена важность коммуникативного развития детей с ОНР. Обоснованы теоретические подходы к изучению общения со взрос-лым и сверстником у дошкольников с общим недоразвитием речи, пред-ставлен результаты экспериментального исследования закономерностей и качественных особенностях коммуникативного развития детей с ОНР. Ав-тор выявляет качественные отличия коммуникативной сферы старших до-школьников с ОНР: отсутствие личностного начала в отношении партнера по общению, бедность мотивационно-целевых установок в общении, низ-кий уровень развития операционного компонента общения, ситуативность в общении. Предлагается активное включение детей в деятельность обще-ния со взрослым и сверстником, расширение вариабельности коммуника-тивных задач, что позволит активизировать и расширить диапазон ис-пользуемых ребенком средств общения, обогатить содержание его рече-вых контактов.
2. Моргачёва Е.Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и воз-можности его использования в отечественной практике // Дефектология. - 2018. - №3. - С. 58 - 66.
Психологические принципы воспитания аномальных детей в работах Л.С. Выготского
Конспект: Выготский Л.С. Принципы воспитания физически де-фективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушени-ями и отклонениями развития/ Хрестоматия – СПб, 2002, с. 103 – 120.
Л.С. Выготский отмечает стагнацию в работе специальных школ, и отмечает актуальность и важность в том, чтобы связать педагогику дефек-тивного детства с общими принципами и методами социального воспита-ния, связать специальную педагогику с педагогикой нормального детства.
Основная проблема в том, что специальная школа изолирована и развивает в навыки, которые ведут ребенка к еще большей изолированно-сти. Например, несмотря на хорошо поставленное преподавание устной речи, у глухонемого ребенка она остается в зачаточном состоянии, потому что замкнутый мир, в котором он живет, не создает в ней потребности.
Ученый говорит о том, что обучение и воспитание дефективных детей должны быть поставлены как проблема социального воспитания, так как воспитателю приходится иметь дело не столько с биологическими наруше-ниями, сколько с их социальными последствиями.
Особенности психики дефектного ребенка возникает не первично из самого физического дефекта, а вторично из тех социальных последствий, которые вызываются физическим дефектом. Если в воспитании заменить функции одного анализатора другим, одного из путей другим путем, это приведет к социальной компенсации того или иного дефекта. Таким обра-зом, к дефектному ребенку, с точки зрения психологической и педагогиче-ской, нужно подходить с той же мерой, что и к нормальному.
И основным принципом в работе является преодоление или компен-сация дефектов, но необходимо ориентироваться не столько на недостаток и болезнь, сколько на норму и на здоровье, сохранившееся у дефектного ребенка.
Психологические параметры дизонтогенеза
1. Вопросы
1. Роль временного фактора при определении характера аномалии. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие, чем позднее - тем более характерны явления повреждения с распадом структу-ры психической функции. Повреждению чаще подвергаются функцио-нальные системы с коротким временным циклом развития. В сенситивные периоды развития отдельных психических функций они наиболее уязвимы и подвержены повреждению.
2. Соотношение первичного и вторичного дефектов. Первичные нарушения вытекают из биологического характера болезни, вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального социально-го развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологи-ческом изучении и коррекции аномального развития.
3. Психологические параметры дизонтегенеза:
1. Функциональная локализация нарушений (частный и общий де-фект);
2. Время поражения - чем раньше произошло поражение, тем веро-ятнее явления недоразвития;
3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами - вторичный дефект является основным объектом в коррекции аномального развития;
4. Нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе ано-мального системогенеза.
4. Межфункциональные связи в нормальном системогенезе. В нор-мальном онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных от-ношений:
Причины и профилактика нарушений психического развития
2.Заполнить таблицу
Причины нарушения психического развития
3. Подготовить примеры (из источников или из личной практи-ки), демонстрирующие результаты воздействия на ЦНС ребенка пато-генных факторов
1. Девочка, 8 лет, учится в 1-ом классе. В течении двух месяцев пере-несла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки, иг-рает в куклы. Попытки заставить ее «догонять» учебную программу без-успешны: плачет, раздражается. До начала болезней успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка делала уроки самостоя-тельно. При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеническому ти-пу. Уровень интеллекта соответствует шести годам. Выражена эмоцио-нальная лабильность.
У девочки под воздействием социально-психологических факторов появилось задержанное развитие - психический инфантилизм, который от-личается детскостью, незрелостью поведения, игровыми интересами. Пси-хическое развитие ребенка соответствует более младшему возрасту. При-чиной этого могли быть легкие поражения головного мозга после перене-сенной пневмонии, а также особенности родительского поведения (ограни-чение свободы ребенка, повышенный родительский контроль, гиперопека).
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
2. Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10
1. Нарушения внимания:
- не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок;
- с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий;
- не слушает обращенную к нему речь;
- не может придерживаться инструкций и довести дело до конца;
- не способен самостоятельно спланировать, организовать выполне-ние заданий;
- избегает дел, требующих длительного умственного напряжения;
- часто теряет свои вещи;
- легко отвлекается;
- проявляет забывчивость.
2. Гиперактивность:
- часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте;
- не может усидеть на месте, когда это необходимо;
- часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно;
- не может тихо, спокойно играть;
- чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий ха-рактер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
3. Импульсивность:
- отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь;
- не может дожидаться своей очереди;
- мешает другим людям, перебивает их;
- болтлив, несдержан в речи.
3. Сформулировать рекомендации по работе с детьми с СДВГ для родителей и воспитателей (учителей)
Рекомендации для родителей
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует позво-лять ему делать все, что вздумается. Надо объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается - отвлечь, переключить внимание на дру-гой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения.
Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребенка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать школьника во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Также очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - со временем это дает выраженный положительный эф-фект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют про-пасть между родителями и детьми.
Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует защитить ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть ее участником. Родителям нужно как можно больше времени прово-дить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и стараний понадобится много, но польза будет не только для ребенка, но и для родителей, так непростой мир ма-ленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.
Если есть возможность, лучше выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, отвести для него собственную «терри-торию». В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных компози-ций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвле-кающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто посто-роннее его не отвлекало.
Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приема пищи, сна, выполнение домашних заданий, игр. Можно определить для ребенка круг обязанностей, а их выполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Важно отмечать и хва-лить за усилия, предпринимаемые им, даже если результаты далеки от со-вершенства.
Не следует перегружать внимание школьника. На определенный от-резок времени можно поручить только одно дело, чтобы он мог его за-вершить (например, с 8.30 до 9.00 убирать свою постель). Это будет спо-собствовать снижению агрессии.
Любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации вни-мания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.п.), дол-жен быть вознагражден: призом может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения. Примером поощрения могут служить разре-шение в качестве разовой поблажки посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени, лишний раз сходить на прогулку или ку-пить вещь, о которой он давно мечтает; угощение специальным десертом, предоставление возможности принять участие в играх вместе со взрослы-ми (лото, шахматы). Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (напри-мер, поездку вместе с родителями за город, экскурсию в зоопарк, поход в театр и др.). При неудовлетворительном поведении родители и преподава-тели могут словесно выразить свое неодобрение.
Рекомендации для учителей
При работе с гиперактивными школьниками используются различ-ные формы (индивидуальные, групповые, игровые, психотерапевтические, традиционные и нетрадиционные).
Постоянно следует использовать дидактические приемы работы: например, прием составления небольших текстов с большим количеством грубых ошибок (это может быть как орфографический, так и математиче-ский материал). Ребенок при этом выполняет роль учителя, т. е. красным карандашом исправляет ошибки. После того как ребенок научится нахо-дить не менее половины ошибок, ему предлагают самому сделать их, а че-рез некоторое время найти и исправить. На следующем этапе самокон-троль, организованный в игровой форме, переходит в серьезный самокон-троль домашних заданий, которые до этого проверялись только родите-лями.
Для коррекции нарушений планирования и организации деятельно-сти ребенка учат планировать свои действия. Планирование должно быть обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. Не следует браться за все сразу и ждать от ребенка быстрых положительных результатов, необходимо терпеливо и последовательно отрабатывать каж-дый отдельный шаг. Нужно понимать, что ребенок, не владеющий навы-ками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а затем в по-степенно убывающей помощи взрослых.
Используются также методы, направленные на уменьшение психоло-гической напряженности, создание благоприятной для ребенка обстановки. Рекомендованы щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 человек), укороченная продолжительность занятий (до 30 мин). Следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности.
Необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы по-ведения, проявлять больше понимания и терпения, чаще хвалить и поощ-рять, когда он этого заслуживает. Важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физиче-ские упражнения, совершая прогулки. Но необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешен-ных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.
Специальные учебные заведения для детей с нарушениями развития
1. Законспектировать статью А.Р. Лурия
Обычно ограничиваются отрицательной характеристикой физически дефективных детей, однако необходимо создать и его положительную ха-рактеристику, поскольку недостатки развития компенсируются. Еще А. Адлер показал, что люди не только справляются с дефектами, возмещая врожденные недостатки, но часто сверхкомпенсируют их.
Природный дефект организует психику так, чтобы была возможна максимальная его компенсация. Например, при повреждении центров речи левого полушария функция речи может восстановиться за счет развития функции в правом полушарии.
Компенсаторное развитие не является результатом врожденной или приобретенной физиологической тонкости рецепторов, а является продук-том культуры аномального человека, результатом умения культурно ис-пользовать оставшиеся рецепторы и этим компенсировать природный не-достаток.
Часто та или иная функция при наличии определенного врожденного дефекта начинает исполнять новую роль, становясь орудием, компенсиру-ющим недостаток. Например, человек внезапно выбивается из строя, ли-шаясь конечности, и восстанавливает свою полноценность лишь с помо-щью искусственной конечности — протеза. Приучение пользоваться про-тезом перестраивало характер поведения субъекта.
Очень много приемов относятся к внешним орудиям для компенса-ции недостатков (каблуки для высокого роста, корсет для фигуры). Но их дополняют и внутренние приемы компенсации. Физические недостатки, так же как и отдельные психические дефекты, часто компенсируются не только внешними приемами, но и организацией, ориентировкой характера всей личности.
Дефект рассматривается как нечто статическое, но он динамически организует целый ряд приемов, которые могут не только ослабить его значение, но и компенсировать (и сверхкомпенсировать) его. Дефект может явиться могучим стимулом к культурной реорганизации личности.
2. Перечень специальных школ для детей с нарушениями разви-тия
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида предназначено обучения и воспитания неслышащих детей.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида предназначено для обучения и воспитания слабослышащих детей (имею-щих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей, сохранивших самостоятельную речь.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида обеспечивает обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у незрячих детей, а также детей с остаточным зре-нием (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующи-ми глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида предназначено для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида созданодля обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией (общее недоразвитие речи тяжелой степени и тяжелые формы заикания).
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида предназначено для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII ви-да предназначено для обучения и воспитания детей с задержкой психиче-ского развития, у которых наблюдаются слабость памяти, внимания, недо-статочность темпа и подвижности психических процессов, повышенная ис-тощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Задания для самопроверки
1. Определите, верно или неверно утверждение:
1) Психическое развитие аномальных детей не подчиняется основным закономерностям развития - неверно.
2) Недоразвитие коммуникативной функции речи умственно отста-лых детей компенсируется другими средствами общения верно.
3) В развитии аномального ребенка ведущую роль играет первичный дефект, а не его вторичные социальные последствия неверно.
2. Определите, верно или неверно утверждение:
1) сложный процесс развития личности обусловлен единством био-логических и социальных факторов - верно;
2) каждая психическая функция в процессе своего формирования имеет свой оптимальный этап развития - верно;
3) для нормального развития достаточно хорошего воспитания - не-верно.
3. Выберите 4 наиболее важных условия нормального развития лич-ности:
1) нормальное функционирование головного мозга;
2) физическое здоровье;
3) сохранность органов чувств;
4) хорошие игрушки;
5) отдельная комната для ребенка;
6) нормальное воспитание.
4. Выберите 3 современных термина разных категорий детей с нарушениями психофизического развития:
1) аномальные дети;
2) дети с особыми образовательными потребностями;
3) дефективные дети;
4) дети с проблемами в развитии;
5) дети со специальными нуждами;
6) дети с отклонениями.