Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Основные факторы, определяющие формирование и развитие тревожности у детей. 6
1.2. Влияние тревожности взрослых на формирование и развитие её у детей 9
1.2. Способы преодоления страхов младших школьников 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1. Анализ основных причин детской тревожности 13
2.2. Индивидуальная диагностика детской тревожности 15
2.3. Зависимость возникновения детских страхов от их присутствия у родителей. 18
2.4. Проведение мероприятий, направленных на снижение страхов у младших школьников. 20
Заключение 25
Библиографический список 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современных условиях развития человеческого общества отмечается комплексное действие различных эмоциональных, социальных, экономических, экологических и др. стрессоров. Действие различных факторов может привести к развитию страхов. В первую очередь это касается младших школьников, поскольку их личность только начинает своё формирование. Вот почему тема данной работы является перспективной и актуальной.
Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья утрачивает свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху гаджетов члены семьи стали меньше общаться друг с другом. Нестабильная экономическая и политическая ситуация заставляет людей очень много работать, сосредотачивать внимание только на финансовой стороне своей жизни. А дети из-за этого остаются без внимания родителей.
Из-за этого возникают стрессы и барьеры в общении между членами семьи. Всё чаще случаются разводы. Современный супруг или супруга под влиянием социально-экономических проблем утрачивают терпимость и сопереживание. В семье может возникнуть агрессия. Под влиянием выше означенных негативных факторов происходит разрушение межличностных связей в семье. Утрачивается эмоциональная сторона жизни. Всё это приводит к возникновению страхов у детей.
Помимо появления барьеров внутри семьи, на детей могут воздействовать и другие стрессоры, которые являются причиной возникновения их страхов. К этим причинам относятся:
1. Проблемы в общении с другими детьми
2. Проблемы в общении с взрослыми (воспитателями в детском саду, врачами и медсёстрами в поликлинике, соседями и др.)
3. Внушение страхов со стороны
4. Конкретные ситуации, вызванные опасными для детей событиями
5. Фантазии детей
6. Неврозы
7. Расстройства психики.
Несмотря на различие причин возникновения страхов у детей младшего школьного возраста, большинство авторов считают главной причиной их формирования и развития характер взаимоотношений в семье. Причём не только попустительское отношение родителей к своим детям может стать причиной развития детских страхов, но и гиперопека часто вызывает ситуации, когда дети начинают бояться очень многих объектов.
Одним из главных факторов развития детских страхов внутри семьи является проявление различных типов агрессии взрослых, как по отношению к детям, так и между собой и в реакции на внешние раздражители. Резкий тон в общении с детьми, употребление нецензурных слов по отношению к ним, рукоприкладство, регулярные ссоры родителей между собой, прямо переходящие на ребёнка, агрессия членов семьи по отношению к домашним животным, агрессия, связанная с неудовлетворительными экономическими и политическими условиями, – всё это не может не формировать страхи в только начавшей своё развитие личности. Самые близкие люди по отношению к ребёнку, сами того не желая, становятся главными стрессорами для того, чью личность они призваны развивать и совершенствовать.
По мнению различных исследователей, высокая тревожность родителей и проявление их страха по отношению к различным объектам и ситуациям являются одной из мощнейших причин возникновения страхов у их малолетних детей. В данной работе будет проведён подробный анализ, показывающий, имеет ли данное утверждение практические подтверждения.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследований явилось проведение анализа влияния тревожности родителей на возникновение страхов их детей младшего школьного возраста. Исследования проводили в 2019 году. В задачи исследований входило:
1. Провести диагностику тревожности родителей детей 1 класса ГБОУ «Средняя школа № 9 г. Москвы».
2. Провести диагностику тревожности детей 1 класса ГБОУ «Средняя школа № 9 г. Москвы».
3. Выявить основные причины тревожности младших школьников и их родителей.
4. Провести сравнительный анализ возникновения причин тревожности у детей и взрослых.
5. Определить, является ли тревожность взрослых причиной возникновения тревожности у их детей.
6. Выявить оптимальные пути преодоления страхов у детей.
Объект исследований: тревожность детей и их родителей.
Предмет исследований: возникновение причин тревожности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследований: тревожность, возникающая у родителей детей младшего школьного возраста, являются одним из основных факторов возникновения и развития детских страхов.
Заключение
Благодаря многочисленным работам психологов по исследованию причин возникновения тревожности у младших школьников, было установлено несколько основных факторов детских страхов. Согласно результатам нашего исследования, преобладающими страхами у детей младшего школьного возраста является страх перед опасными людьми. Отмечено, что некорректное поведение взрослых, как близким детям, так и просто знакомых, может сформировать стойкий страх, преодолеть который будет довольно проблематично.
При проведении индивидуальной диагностики выявлено, что дети, проявившие сильный страх, имеют также высокий уровень тревожности и высокий уровень агрессии, которая часто является защитной реакцией на страх.
Аналогичная диагностика, проведенная среди родителей этих детей, показала, что они также обладают высоким уровнем тревожности и агрессии. Отсюда следует, что душевное состояние членов семьи взаимно влияет на детей и взрослых.
Для того чтобы снизить проявление тревожности младших школьников, существует ряд достаточно эффективных методов, использование которых зависит от причин детского страха и индивидуальных особенностей детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
5. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
9. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
10. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
11. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
13. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
14. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
16. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
17. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
18. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
19. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
20. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
21. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.