Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день известно, что значительных успехов в спорте могут достичь лишь те атлеты, которые сочетают в себе высочайшую физическую работоспособность и моральноволевые качества. Основы этих качеств более прочно закладываются в детском и подростковом возрасте, затем закрепляются и поддерживаются на высоком уровне на всём протяжении многолетних тренировок и спортивных выступлений.
По мнению физиологов, чем раньше атлет начинает заниматься спортом, тем выше уровень его физической работоспособности и технической подготовленности, тем больше возможность достичь высоких спортивных результатов, став взрослым. В настоящее время происходит интенсивный научный поиск разработки эффективных средств и методов тренировки юных спортсменов в разных видах спорта.
Спортивную тренировку в начальный период следует проводить с перспективой на многолетний рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых. В начальный период обучения наибольший акцент необходимо делать на базовую физическую подготовку (БФП).
Тема этой работы актуальна и может представлять интерес как для специалистов в сфере физической культуры и спорта, так и для широкого круга общественности, поскольку на данный момент эта проблема разработана недостаточно.
Цель работы - изучить роль научной и методической деятельности в повышении эффективности подготовки спортсменов в тяжелой атлетике
1. Принципы и методика тренировки юных тяжелоатлетов
Структура тренировочного процесса зависит и определяется в различной степени характером и содержанием тренировочных нагрузок, техническим совершенствованием, использованием достижений спортивной науки и техники, материальной базой, восстановлением и т.д. [2].
Физическое качество человека «сила» можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечных сокращений.
При выполнении упражнения со значительным отягощением в сократительный акт вовлекается большое число функциональных мышечных единиц - миофибрилл. Мощные сокращения мышц стимулируют анаболические, то есть синтетические процессы в мускулах. Развивающаяся вследствие этого гипертрофия скелетной мускулатуры есть форма биологической приспособляемости. Она обусловливает возможность более мощного осуще¬ствления двигательного акта, ибо только гипертрофированная сильная мыш¬ца способна противодействовать значительному сопротивлению. Гипертро¬фия нужных мышц - разгибателей с учётом биомеханической специфики классических упражнений - рывка и толчка - составляют основу тренировки в тяжёлой атлетике.
У квалифицированных тяжелоатлетов отношение силы мышц - разгибателей к силе мышц - сгибателей выражается такими величинами: для плеча - 1,6: 1, для туловища - 4,3: 1, для бедра - 4,5: 1, для голени - 5,4: 1. Таково своеобразие топографии мышечных групп для поднятия веса над головой. Развивать малопригодные мышцы - сгибатели, наращивая при этом лишний вес не имеет смысла.
Развитие силы достигается при тренировке с применением различных режимов работы мышц. На использовании разных режимов мышечной работы основаны следующие методы:
1) миометрический (преодолевающий), для которого характерно напряжение мышц в режиме укорочения; включает в себя все подъёмы, тяги, жимы, рывки, толчки, швунги и вставания и т.п.;
2) изометрический (статический), для которого характерно напряжение мышц в режиме удержания позы; включает в себя остановки на 5-10 сек. во время жимов, тяг, вставаний, а также всевозможные упоры;
3) уступающий, для которого характерно напряжение мышц в режиме растяжения; включает в себя все подседы, приседания, спрыгивания, разведения и т.п.;
Существует также нетрадиционный метод электростимуляции, который применяется в случае травмы спортсмена, когда остро необходимо сохранить спортивную форму. Надо сказать, что этот лабораторный метод требует специального импульсного оборудования и доступен далеко не всем.
Многолетней практикой установлены [3] оптимальные параметры преодолевающей - 75%, удерживающей - 10% и уступающей - 15% работы. На основании экспериментов сделан также вывод: упражнения в уступающем режиме должны применяться с весом 90 - 120% от максимального результата в преодолевающем режиме. Упражнения в уступающем и удерживающем режимах целесообразно выполнять в конце тренировки.
Как показывает практика, эффективен для развития силы и статико-динамический метод. Сильнейшие штангисты выполняют тягу, комбинируя метод работы. Подняв штангу до уровня колена, они удерживают её в течении 5-7 секунд, затем продолжают тягу. Точно так же выполняются и приседания.
Фрагмент для ознакомления
3
2. Алтухов, Н.Д. Потребление кислорода и выделение «не метаболического излишка» углекислого газа у человека в начальный период напряженной мышечной деятельности / Н.Д. Алтухов, Н.И. Волков, А.Н. Конрад // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 12. - С. 307-315.
3. Андрющишин, И. Ф. Комплексная система психолого-педагогической подготовки спортсменов / И.Ф. Андрющишин. - Алматы, 2012. - 332 с.
4. Биомеханические критерии эффективности техники толчка штанги от груди у тяжелоатлетов высокой квалификации / И.П. Сивохин, Г.Ш. Бикташева, В.Ф. Скотников, С. К. Мустафин // Олимп. - 2015. - № 2 (3). - С. 56-58.
5. Виру, А.А. Гормональные механизмы адаптации к тренировке / А.А. Виру. - Л.: Наука, 1981. - 155 с.
6. Воробьев, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.
7. Гурфинкель, В.С. Скелетная мышца: структура и функция / В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик. - М. : Наука, 1985. - 141 с.
8. Иванов, И.И. Биохимия мышц /И.И. Иванов, Б. Ф. Коровкин, Г.П. Пинаев. - М. : Медицина, 1977. - 343 с.
9. Изменение лактата на тренировочную нагрузку в микроцикле подготовки тяжелоатлетов / И.П. Сивохин, О. В. Агеев, Л.И. Орехов и др. // Теория и методика физ. культуры. - 2012. - № 2 (29). - С. 68-73.
10. Корженевский, А.Н. Комплексная диагностика подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов / А.Н. Корженевский // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 12. - С. 26-32.
11. Коца, Я.М. Физиология мышечной деятельности /Я.М. Коца. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 444 с.
12. Медведев, А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике / А.С. Медведев. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.
13. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшеничникова. - М. : Медицина, 1988. - 253 с.
14. Павлов, С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С.Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 1. - C. 12-17.