Фрагмент для ознакомления
2
Актуализация проблем семейного воспитания в современный период
Семейное воспитание – это процесс осознанного формирования родителями у ребенка духовных, эстетических, интеллектуальных и других качеств, позволяющих ему в дальнейшем стать самодостаточной личностью, способной к самореализации в социуме.
Влияние семьи – одно из самых сильных в жизни ребенка. Это обусловлено следующими факторами:
- эмоциональная привязанность к родителям, гораздо более сильная, чем в других видах социальных отношений,
- длительность воздействия – ребенок может менять окружение, учебное заведение педагога, но остается в одной и то же семье,
- многообразие форм ролевого поведения – отношения в семье многообразны, ребенок знакомится с поведением в разных бытовых ситуациях, с полоролевыми различиями и пр.
Как мы видим, в семье ребенок приобретает общие представления о поведении в обществе, формируется эмоционально, в интеллектуальном смысле, безусловно, учебное заведение делает большой вклад в развитие ребенка, но и тут семейное воспитание, статус семьи играют большую роль: каково образование самих родителей, их отношение к обучение, как они организуют дополнительное образование ребенка, привлекают ли его к участию в каких-то секциях, предлагают дополнительные возможности обучения? На родителях лежит огромная ответственность за развитие личности ребенка во всех сферах.
Одновременно существует и неоднозначность в понимании того вектора, по которому должно идти это развитие.
Современный мир поставил перед воспитанием вопрос о стремительно меняющейся окружающей действительности: зачастую опыт, который имеют родители, уже непригоден в современном мире и является лишним для ребенка, при этом окружающая реальность требует другого опыта, который родители не переживали, и ребенок чувствует в процессе познания свою отстраненность. Ярким примером является всеобщая компьютеризация, новые требования к оформлению докладов в учебных заведениях, выполнение учебных проектов в форме презентаций, всего этого не было во время обучения родителей, а для ребенка это стандартные требования.
Отсюда следует и другая проблема – информационная перегрузка. Зачастую родителям сложно оценить, насколько более велик поток информации из внешнего мира, который обрабатывает ребенок, по сравнению с тем, что приходилось воспринимать им самим в детском возрасте. Отсюда недооценка проблем внимания, концентрации, утомляемости ребенка.
Авторитет родителя в неполной семье
Детско-родительские отношения в неполной семье обусловлены той эмоциональной ситуацией, в которую поставлен воспитывающий ребенка родитель.
Зачастую воспитание ребенка в неполной семье развивается по одному из следующих алгоритмов:
1. Испытывая стресс от расставания со вторым супругом, родитель окружает ребенка гиперопекой, боясь потерять и его тоже (если не потерять в фактическом смысле, то лишиться его внимания и общения), ребенок реагирует тревогой и нездоровой привязанностью к родителю;
2. Сам ребенок, ощущая, что родитель переживает эмоциональный дискомфорт, старается взять на себя роль взрослого, не доставлять хлопот, заботиться о родителе, ведет себя не в соответствии с возрастом;
3. Отсутствие второго родителя вызывает у ребенка неприятие, он обвиняет воспитывающего родителя в расставании, или ищет замену отсутствующему родителю (в лице педагогов, старшего товарища и т.п.).
Во всех случаях значимость родителя в жизни ребенка становится несоразмерной: он сосредоточен на родительских эмоциях в ущерб своим, и даже если он относится к родителю негативно, все равно совершает множество действий, направленных на привлечение внимания.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. – М.: Владос, 2012. – с. 160.
2. Шульга А. В. Воспитательный потенциал неполной семьи // Научные исследования, № 6 (7), 2016, с. 50-51.
Литература
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
2. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета, № 13 (342), 2014, с. 173-178.