Фрагмент для ознакомления
2
1. Литературные направления и течения. Эстетизм
Многие викторианцы страстно верили, что литература и искусство выполняют важные этические функции. Литература предоставляла модели правильного поведения: она позволяла людям идентифицировать себя с ситуациями, в которых хорошие действия были вознаграждены, или вызывала добрые эмоции. В лучшем случае симпатии, вызванные искусством и литературой, побуждают людей к действию в реальном мире. Однако сторонники эстетизма не соглашались, утверждая, что искусство не имеет ничего общего с моралью. Вместо этого искусство было, прежде всего, возвышением вкуса и чистым стремлением к красоте. Что еще более противоречиво, эстеты также рассматривали эти качества как руководящие принципы для жизни. Они утверждали, что искусство должно оцениваться на основе формы, а не морали.
Знаменитый девиз «искусство ради искусства» воплощает эту точку зрения. Это означало ценить чувственные качества искусства и доставлять им истинное удовольствие. «Искусство ради искусства» отождествлялось с энергией и творчеством эстетизма - но оно также стало кратким способом выражения страхов тех, кто считал такое разделение искусства и морали опасным. Эстетизм расстроил и бросил вызов ценностям викторианской культуры. По мере того как оно более широко распространялось в общей культуре, оно безжалостно высмеивалось и осуждалось.
2. Оскар Уальд – глава английского эстетизма. О. Уальд и прерафаэлиты
16 октября 1854 года в Дублине родился Оскар Уайльд — денди, эстет, гедонист, писатель, прозаик, светский лев и легенда. Всю свою жизнь знаменитый писатель превращал себя в миф. Сам он позже скажет: "Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенды. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека".
Эстетическое движение развивалось в последние десятилетия 19 века. Возникшее во Франции с Теофильом Готье, оно отражало чувство разочарования и неуверенности художника (по большей части это направление представлено в искусстве нежели в литературе), его реакцию на материализм и ограничительный моральный кодекс буржуазии. Французские художники «ушли» в эстетическую изоляцию, в то, что Готье определил «Искусство ради искусства» (Arte per amore dell'Arte). Готье воплотил свой протест против однообразия и пошлости буржуазной жизни, ведя нетрадиционное существование, преследуя ощущения и избыток, взращивая искусство и красоту. Уолтера Патера считают теоретиком эстетического движения в Англии, которое считает искусство более важным, чем жизнь, как реакцию на уродство и материализм индустриализации, а также как протест против лжи и чрезмерного морализма викторианской эпохи. Работы Патера оказали глубокое влияние на Оскара Уайльда.
В Англии сам Уайльд был определен как центральный в английской декадентской традиции вместе с Артуром Саймонсом и поэтом Эрнестом Доусоном. Уайльд был достаточно приметной фигурой, часто бывал в модных лондонских клубах и театрах. Он одевался ярко, что другие часто копировали. Он был блестящим публицистом и шутил, что его жизнь была произведением искусства.
3. Поэтика романа О. Уальда «Портрет Дориана Грея»
«Портрет Дориана Грея» (1891) – единственный роман Оскара Уайльда. Стимулом к написанию романа послужил эпизод: однажды в студии своего приятеля живописца Бэзила Уорда (в романе – Бэзил Холлуорд) писатель увидел натурщика – молодого русоволосого человека пленительной внешности. Уайльд с грустью заметил, что подобное телесное совершенство будет побеждено временем, страстью. На это художник ответил, что готов снова и снова воспроизводить этот портрет, отмечая на нем черты неумолимого влияния времени, ради того, чтобы оригинал сохранял первозданное обаяние.
Предваряя возможную дискуссию о романе Уайльд писал в предисловии: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги, хорошо написанные и написанные плохо».
О.Уайльд о романе: «Дориан Грей – это история со своей моралью, а она такова: всякое излишество ровно как и всякое самоограничение, приводит к наказанию. Художник Бэзил Холлуорд, чрезмерно, как и все его собратья, влюбленный в физическую красоту, погибает от руки того, в чью душу он самолично вдохнул чудовищное и абсурдное тщеславие. Дориан Грей, посвятивший всю свою жизнь удовольствиям и удовлетворению собственных страстей, пытается убить свою душу и одновременно убивает самого себя. Лорд Генри Уоттон хочет остаться в жизни лишь наблюдателем. Однако, он осознает, что те, кто отказывается от боя, чаще страдают серьезнее тех, кто в нем участвует. Картина Дориана Грея, единственный роман Уайльда, была впервые опубликована в американском журнале в 1890 году, а затем появилась в виде книги в 1891 году. Она хорошо продавалась, но пресса сразу же подвергалась нападкам за ее аморальность, хотя Уайльд предсказал, что она быть признанным «настоящим произведением искусства с сильным этическим посланием». Роман вызвал скандал, и когда Уайльд пересмотрел его для публикации в 1891 году, он вырезал или изменил некоторые из отрывков, которые впоследствии использовались в суде в качестве доказательства гомосексуализма автора. «Картина Дориана Грея» - это роман, который Уайльд описал как историю «молодого человека, продающего свою душу в обмен на вечную молодость - идея, которая устарела в истории литературы, но которой я придал новую форму» .
Дориан Грей - молодой человек, чья красота очаровывает художника Бэзила Холлуарда, который решает нарисовать его. В то время как желания молодого человека удовлетворены, включая вечную молодость, на портрете появляются признаки возраста, опыта и порока. Дориан живет только радостью, используя всех и позволяя людям умирать из-за его бесчувственности. Когда художник видит искаженное изображение портрета, Дориан убивает его.
Позже Дориан хочет освободиться от портрета, засвидетельствовать свое духовное разложение и нанести ему удар, но он загадочным образом убивает себя. В самый момент смерти картина возвращается к своей первоначальной чистоте, и лицо Дориана становится «иссохшим, морщинистым и отвратительным».
Эта история рассказана ненавязчивым рассказчиком от третьего лица; принятая перспектива является внутренней с точки зрения Дориана, который появляется во второй главе; и это позволяет процесс идентификации между читателем и персонажем. Настройки ярко описываются словами, обращающимися к чувствам, персонажи раскрываются через то, что они говорят или что другие люди говорят о них, в соответствии с техникой, типичной для драмы.
Дориан - главный герой, типичный денди, который считает, что человек должен жить своей жизнью, осознавая свои желания и свои мечты. Дориан считает, что молодость является синонимом красоты и счастья.
Эта история глубоко аллегорическая; это версия мифа о Фаусте 19-го века - история человека, который продает свою душу дьяволу, чтобы все его желания могли быть удовлетворены. Эта душа становится картиной, которая фиксирует признаки опыта, разложения, ужаса и грехов, скрытых под маской вечной красоты Дориана.
Картина не является автономной личностью: она обозначает темную сторону личности Дориана, его двойника, который он пытается забыть, запирая картину в комнате.
Мораль этого романа заключается в том, что любое излишество должно быть наказано, а реальность не может быть исключена; когда Дориан разрушает картину, он не может избежать наказания за все свои грехи, то есть смерть.