Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На текущий момент одной из самых распространенных проблем в течении последних нескольких лет становится увеличение количества детей, страдающих речевыми патологиями. Выявление и устранение речевых нарушений у детей является одной из дискуссионных проблем в психологии, педагогике и логопедии. Вопросы, связанные с конкретизацией причин, механизмов, а также поиском оптимизированных условий, действенных методов по коррекции нарушений речи на сегодняшний день приобретают особую значимость. Своевременное выявление нарушений, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения коррекционной работы с детьми.
Цель работы: на основании проработки теоретических материалов определить особенности координации акустических и артикуляционных образов и рассмотреть отработку интонационных структур языка.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть развитие артикуляционной моторики и интонации в онтогенезе.
2. Выявить особенности координации акустических и артикуляционных образов.
3. Рассмотреть отработку интонационных структур языка.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области педагогики (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А.Р. Лурия), психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина), дефектологии (М.Е Хватцев, В.И. Селиверстов, Л.С. Волкова). Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина. Г.А. Каше и другие.
1. Развитие речи в онтогенезе
Речевое развитие в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов развития, при которых происходит постепенное овладение индивидом навыками построения способа коммуникаций от отдельных слов до различных типов словосочетаний и предложений и способностью соединять их в связное высказывание.
1. Подготовительный этап.
Данный этап также называют предречевым, длится с момента рождения ребенка до 1 года, характеризуется развитием речевого аппарата, а точнее его голосового, дыхательного и артикуляционного отделов. . На первой неделе жизни ребенок реагирует на громкие звуки, к первому месяцу жизни ребенок уже начинает концентрировать внимание на говорящем, прислушивается к нему. На втором, третьем месяце жизни ребенок начинает издавать произвольные звуки, происходит предречевое развитие, выраженное в последовательно сменяющих друг друга стадиях: крик и плач, гуление, лепет [3, c. 12].
2. Предшкольный этап.
Данный этап длится от 1 года до 3-х лет характеризуется активной постановкой речи. В этот период ребенок активно проявляет внимание к артикуляции взрослых, охотно пытается повторить за ними слова. К 2-м годам ребенок полностью овладевает навыками употребления имен существительных в форме единственного и множественного числа, времени и лица глаголов, употребляет некоторые падежные окончания. К трем годам у ребенка постепенно формируется грамматический строй речи, выражаются желания, сначала в виде одного слова, в последующем примитивными фразами без согласования, далее появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении [3, c. 24].
3. Дошкольный этап.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: КНОРУС, 2014. – 204 с.
2. Власова Т.А. Фонетическая ритмика. – СПб: КАРО, 2015. – 246 с.
3. Волкова Л.С. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 2009.- 703 с.
4. Жукова П.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопедов. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2018. - 320 с.
5. Козлова М. Школа красивой речи. Формирование плавности речи. – М.: В. Секачев, 2018. – 120 с.
6. Колпачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. – М.: ЭКСМО, 2015. – 215 с.
7. Левина Р.Е. Логопедия. Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. 2010 – 245 с.