Фрагмент для ознакомления
2
1.Развитие личности в дошкольном детстве
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни ребенка в это время быстро меняются. Рамки жизни в семье расширяются до пределов улицы, города.
Самое лучшее, что могут сделать родители для развития детей в это время – НЕ МЕШАТЬ ДЕТЯМ ИГРАТЬ.
Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не мешать ребенку, если он увлечен.
Не нужно стремится постоянно «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть понаблюдает за окружающим его миром.
Это не баловство, не пустое времяпровождение – это РАЗВИТИЕ.
В дошкольном возрасте на первый план выходит РОЛЕВАЯ или ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА. Здесь ребенок учится строить план, получает эмоции и проживает эти действия.
Для того, чтобы ребенок научился планировать ролевую игру, должны изменится его ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но игра не может развиваться без полноценного взаимодействия со взрослыми и без разнообразных впечатлений от окружающего мира.
Поэтому на данном этапе и важно ребенку как можно больше давать возможность играть. Тем самым он учится взаимодействовать со взрослыми и познавать жизнь.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это РЕЖИССЕРСКАЯ, а позднее ОБРАЗНО-РОЛЕВАЯ игра.
В таких играх ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и в соответствии с этой ролью действует.
Режиссерская и образно-ролевая игра позднее переходит в сюжетно-ролевую игру. Позже из этого вида игры появляется ИГРА С ПРАВИЛАМИ.
Сюжет – это то, что отражается в игре. Сначала сюжет берет моменты из семьи, затем они усложняются – школьные, производственные, военные и т.д.
Продолжительность игры увеличивается. Если в 3-4 года ребенок играл в «дочки-матери» 10-15 минут, то в 4-5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут.
МЛАДШИЕ дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Действия разных детей могут не согласовываться друг с другом. Дети могут забывать для кого они и что именно делают.
СРЕДНИЕ дошкольники уже более сосредоточены на отношениях. Поэтому 5-летний ребенок не забудет поставить нарезанный хлеб перед куклой. Исключено и забывание ролей, параллельное выполнение одного и того же.
Для СТАРШИХ дошкольников важными становятся правила, которые вытекают из роли, и правильность выполнения этих правил. Предметные действия практически прекращаются.
Таким образом можно отследить такое развитие:
От игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.
В развитии игры выделяют 2 основные фазы или стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия.
ВТОРАЯ СТАДИЯ (5-7 лет) – моделируются реальные отношения между людьми, содержанием игры становятся социальные отношения.
Игра на всех стадиях имеет яркую аффективную, то есть эмоциональную окраску.
РЕЧЬ.
В этот период завершается долгий и сложный процесс. К 7 годам язык становится средством общения. Он становится для ребенка «родным».
Быстро увеличивается СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ речи. Здесь имеют место быть индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других меньше. Эти различия зависят от условий жизни детей, в какой среде и с кем он живет, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Развивается ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ речи. Дети усваивают закономерности морфологического порядка (строение слов) и синтаксического (построение фразы, предложения).
У ребенка появляются формы речи – монолог, рассказ.
ВОСПРИЯТИЕ.
Восприятие утрачивает свой аффективный (эмоциональный) характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия –наблюдение, рассматривание, поиск.
МЫШЛЕНИЕ.
Основное – это переход от НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО к НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ и затем к СЛОВЕСНОМУ МЫШЛЕНИЮ.
В этом возрасте у ребенка лучше усваиваются понятия. Например, «день, ночь» и т.д. появляется тенденция к обобщению, установлению связей.
ПАМЯТЬ.
Дошкольное детство наиболее благоприятно для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью материал.
Начинает развиваться смысловая память
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрахам, Курт Магия семи лучей. Качества, характеристики и тенденции развития личности / Курт Абрахам. - М.: Амрита-Русь, 2011. - 192 c.
2. Биттерлих, Л.Р. Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье / Л.Р. Биттерлих. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
3. Дианин-Хавард, Александр Нравственное лидерство. Путь формирования личности / Александр Дианин-Хавард. - М.: Наука, 2012. - 210 c.
4. Зайцев, Сергей Ваш ребенок от четырех до семи / Сергей Зайцев. - М.: У-Фактория, 2014. - 416 c.