Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сети интернет присущи глобальные масштабы — она объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира.
Любой желающий подключиться к интернету может стать его под-писчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег.
Среди всех компьютерных сетей именно интернет постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии. Данная работа отражает основ-ную тематику правовых информационных ресурсов в Рунете на сегодняш-ний день.
Процесс формирования мирового рынка СМИ сегодня идет на осно-ве внедрения в индустрию масс-медиа новейших достижений информаци-онных и телекоммуникационных технологий.
Новые средства массовой информации в Интернете в начале XXI ве-ка представляют собой неотъемлемую часть государственной политики и идеологии, мощный канал коммуникации между субъектами общества, средство идейно-политического воздействия на население. Они формируют как национальное, так и международное общественное мнение.
Переход к обновленным моделям масс-медиа обусловлен современ-ными тенденциями общественного развития. Произошла компьютеризация не только профессиональной, но и повседневной среды. Изменились за-просы людей к СМИ. Им нужны не просто газеты, а разнообразный кон-тент на разных носителях.
Анализ правовых информационных ресурсов в сети интернет необ-ходим не только для современных юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жиз-ни.
В настоящее время сфера правового просвещения и информирования населения регулируется Конституцией Российской Федерации, Федераль-ным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помо-щи в Российской Федерации», Основами государственной политики Рос-сийской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосозна-ния граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) и др.
Право на правовое просвещение является составной частью консти-туционно закрепленного права на образование (ст. 43 Конституции Рос-сийской Федерации) и подразумевает возможность ознакомления гражда-нина со сведениями, затрагивающими его интересы в правовой сфере.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследова-ния, целью которого является изучение правовых СМИ в сети Интернет.
1. Правовое просвещение и сетевые СМИ
В ст. 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с доку-ментами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплат-ной юридической помощи в Российской Федерации», вопросы правового просвещения и правового информирования, а также доведение до сведения граждан соответствующей информации осуществляется путем:
1) размещения в местах, доступных для граждан
2) размещения в средствах массовой информации. Правовое инфор-мирование и правовое просвещение определены в качестве одного из направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
Сегодня сетевые издания становятся полноправными участниками медиа-рынка. Оперативность и доступность информации, размещенной в сети Интернет, обуславливают высокую востребованность электронных средств массовой информации среди читательской аудитории.
Стремительное развитие интернет-журналистики потребовало раз-работки принципов её правового регулирования. Законодательное закреп-ление в Российской Федерации понятия «сетевое издание» определило ме-ханизм юридического регламентирования деятельности мультимедийной журналистики. Отныне сотрудники сетевых изданий приобретают права и обязанности журналистов и несут персональную ответственность за рас-пространение информации.
В Закон РФ «О средствах массовой информации» понятие «сетевое издание» было введено в 2011 году.
Согласно статье 8 данного нормативно-правового акта сайты в сети Интернет могут быть зарегистрированы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве средства массовой информации. Традиционно интернет-издания разделяют на две категории: электронные версии традиционных СМИ и сетевые СМИ, функционирующие только в электронно-коммуникационной сети.
Владельцы сетевых изданий вправе размещать выходные данные в любом месте, поскольку действующим законодательством Российской Фе-дерации данные требования не установлены. Следует учесть, что размеще-ние на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные сред-ства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации СМИ, свидетельствует о соблюдении сетевым изданием требований Закона о СМИ.
Заключение
Глобализация породила новое информационное пространство, где стирается грань между СМИ и читателем. Последние всё активнее прояв-ляют себя в информационном поле. Их роль в современном обществе ещё только предстоит изучить.
Средства массовой информации (СМИ) - это современный институт, социальные субъекты которого на различных этапах своей эволюции рас-полагали разными возможностями влияния как на конечную аудиторию, так и на параллельные каналы неличной коммуникации. Роль информаци-онных агентств в последнее время претерпела ряд изменений. В особенно-сти это касается динамики и характера этих изменений, выявлению кото-рых посвящена настоящая статья. В течение XXI в. новейшие средства коммуникации создали во всем мире благоприятную почву для взрывного роста количества СМИ.
Если посмотреть статистику на примере России, то в 1998 г., по све-дениям Минпечати РФ, в стране было зарегистрировано 17 095 СМИ , а на сегодняшний день в реестре Роскомнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых комму-никаций) содержатся данные уже о 77 677 СМИ.
Рост за обозначенный период составил более 350 %. Технологиче-ские инновации увеличили возможности журналистов-исследователей в сборе и передаче информации. Ожидалось, что это повлияет на уровень востребованности такого классического института, как «информационное агентство», и приведет к заметному уменьшению его влияния по сравне-нию с современными СМИ. Однако этого не произошло, а существенные изменения наметились главным образом в организации менеджмента и в повседневной деятельности самих СМИ. Эти изменения были связаны с тем, что конкуренция, усилившаяся в результате роста количества игроков на рынке информации, заставила владельцев медиакомпаний оптимизиро-вать механизмы управления своими коллективами, в том числе сокращая штат сотрудников. При этом сохранилось положение информагентств в качестве «оптовых поставщиков» информационных ресурсов, ибо для большого числа изданий получать новости и аналитику от информагентств оказалось выгоднее, чем содержать сотрудников, снабженных современ-ными средствами связи и методиками сбора информации.
В результате проведенного исследования был сделан вывод, что да-же на основании любой из вышеперечисленных классификаций видно, что в правовом сегменте Рунета достаточно хорошо организован доступ к за-конодательной базе, а также деятельности судов и ведомств.
Оперативно заполняется ниша экспертных комментариев для про-фессионалов и юридических консультаций онлайн для простых граждан. Появились признаки профессиональных коммуникаций. Многообразие правовых порталов постепенно самоорганизовывается и структурируется.
Таким образом, сетевые издания приобретают права и обязанности традиционных средств массовой информации. Их сотрудники являются полноправными специалистами в сфере масс-медиа. Однако специфика конвергентных средств массой информации диктует создание специализи-рованного механизма правового регулирования. И современные тенден-ции требуют его постоянно совершенствования.