Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая всю историю становления и развития менеджмента, отметим то, что многие из зарубежных стран обладают значительными сведениями в теоретической и практической областях управления в промышленной сфере, сельском хозяйстве, торговых отношениях и других отраслей имеющих свои специфические особенности. Но, увы, наша отечественная наука управления имела самостоятельное развитие и обособленность, часто не обращая внимания на зарубежный опыт управления. В течение десятков лет наша страна имела господствующую административно-командную систему управления, обусловленное критическим отношением к зарубежному опыту управления. Однако, богатый опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента, часто неоднозначен и даже полезен для его изучения. Актуальность заключена в том, что для создания собственной модели менеджмента требуется, в первую очередь, изучение ценностей зарубежной теории и практики (его обдуманной проекции на отечественную почву), во вторую — применения его лучших практик в своей деятельности.
Цель контрольной работы – изучение особенности зарубежных моделей менеджмента.
Задачи - рассмотреть зарубежные модели менеджмента и сделать выводы.
Объектом исследования являются зарубежные модели менеджмента.
Предмет исследования – основные признаки и элементы моделей менеджмента.
1 ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСОБЕННОСТИ. СПЕЦИФИКА
1.1 Американская модель менеджмента. Особенности
Американская модель менеджмента основана на концепции «демократии на производстве», то есть имеет форму соучастия, где персонал всех уровней компании вправе участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Выделяют четыре варианта привлечения сотрудников к управлению:
- на уровне цехов;
- через рабочие советы;
- через программу участия в прибылях;
- выдвижение представителей рабочих в совет директоров корпорации (это явление крайне исключительно в США).
Особенности менеджмента США:
- развитая индустрия совершенствования менеджмента — становление и развитие научных школ управления, занимающихся вопросами обучения и повышения квалификации специалистов и менеджеров по разным направлениям;
- менеджмент на основе четкой системности и правил (масштабность применения технологий управления, разрабатываемых университетами);
- индивидуальный подход и система индивидуальной мотивации — размер вознаграждения сотрудника американской корпорации определяет категория его рабочего места и личностные достижения, успех;
- жесткая система субординации — четкое определение функции и должностей, принятие решении централизованно по вертикали сверху, при этом охарактеризованы большим объемом устной коммуникации уже после принятия решения;
- американская деловая активность и способность к организации — характерное стремление к выгоде, получению доходу, в корпорациях действуют три «деловых правила»:
1) производи то, что окупается и приносит доход;
2) выбирай эффективные инструменты для достижения целей;
3) умей находить и использовать необходимые ресурсы;
- единство слова и дела — менеджер корпорации верен взятым на себя обязательствам и подписанным контрактам, так как по правилам этики бизнеса нарушение данного слова повлечет за собой подрыв доверия;
- многословность — противник эффективной организации и управления. В американских компаниях распространены специализированные инструкции, заключающие в себе рекомендации по общению — по телефону, с подчиненными, с аудиторией. В руководствах представлены четкие и ясные изображения и схемы;
- разделение труда, его специализация — существенный фактор продуктивности трудовой деятельности операционных сотрудников. С одной стороны, специализация влечет сокращение объема подготовки персонала, повышение профессиональной квалификации. С другой стороны, приводит к уменьшению гибкости при трансформации производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.
Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и в ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной школы управления.
Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в современных условиях.
Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой экономики в целом. Именно они определяют общие направления мирового экономического развития. Поэтому для того чтобы понять закономерности этого развития, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В современных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.
Особенностью современного производства стал переход к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. И.С. Дараховский и др. Бизнес и менеджер/ Сост. - М.: Азимут-Центр, 1992.
2. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: ИНФРА-М, 1996 Ч. III. П. И, 12.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ - М. Дело, 1992. Ч. IV.
4. Осипова Ю.М. Основы предпринимательского дела./Под ред. - М.: Бек, 1996. гл. 21, 22.
5. Ю.Стивен Р. Коей Семь навыков лидера: Пер. с англ. В.А. Ноздриной - Минск.: ПАРАДОКС, 1996. («Поле чудес: бизнес»).
6. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2005. № 1. С. 61-68.
7. Вихранский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Экономист, 2003. 582 с.
8. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2003. 150 c.
9. Друкер П. Практика менеджмента. М.: «Вильямс», 2007. 400 с.
10. Карлёф Б., Лёвингссон Ф.Л. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели.М.: Стокгольмская школа экономики, 2006. 441с.
11. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. 560с.
12. Лигинчук Г.Г. Менеджмент. М.: МИЭМП, 2010. 138 с.
13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003. 476 с.
14. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. 222 с.