Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный тренировочный процесс невозможно представить без участия науки. Спектр её вовлечения очень широк: как планировать нагрузки, каким образом помочь восстановлению спортсмена, какие психологические проблемы могут у него возникать, наконец, чем должен питаться будущий чемпион и многое другое. Вся подобная проблематика требует наблюдения и сопровождения со стороны специалистов, обладающих научной подготовкой. Что касается непосредственно медицины, то эта область обеспечения сборных передана в ведение Федерального медико-биологического агентства.
В настоящее время сформированы комплексные научные группы по видам спорта, которые прикрепляются к образовательным учреждениям. В них входят сотрудники научно-исследовательских институтов и вузов. Такие группы создаются на временной основе для того, чтобы проводить текущие и этапные комплексные обследования и давать оценку соревновательной деятельности.
Стоило бы обратить большее внимание на возможности искусственной управляющей среды. Как известно, разработанная профессором И.П. Ратовым теория об этой среде содержит в себе два компонента. Первый — это создание таких искусственных условий для воспроизведения различных спортивных упражнений, при которых становится возможным резко ограничить влияние факторов, мешающих естественному выполнению упражнения. В тренажёрах соответствующей конструкции становится возможным существенно ослаблять влияние основных помех, уменьшать непроизводительные энергетические траты, ограничивать вероятность ошибок. Второй компонент — восполнение дефицита естественных сил спортсменов привнесением в процесс выполнения движения внешних, искусственно организованных энергосиловых добавок — здесь речь идёт об активном внешнем воздействии на двигательные системы организма. Искусственная управляющая среда задаётся определённым интеллектуальным руководителем и включает множество компонентов, скажем, от степени упругости беговой дорожки до состава воздуха в помещении, где происходит тренировка. При подготовке спортсменов высших достижений будущее, безусловно, принадлежит большей управляемости тренировочного процесса, тонкой его настройке.
1. Применение научных методов исследования для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в футболе
Рассмотрим основные методы исследования для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в футболе:
анализ научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
контрольные испытания;
констатирующий этап педагогического эксперимента;
математико-статистические методы обработки данных.
Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований [9;10].
Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством. Процедура выполнения теста называется тестированием, результатом которого является численное значение, полученное в ходе измерений. Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Как правило, для оценки подготовленности спортсмена используется несколько тестов.
Комплексная оценка подготовленности спортсмена предусматривает оценку:
специальной физической подготовленности;
технико-тактической подготовленности;
психологического состояния и поведения на соревнованиях.
Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам. Оценка технической подготовленности заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнения соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляется визуально и инструментально.
Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники (число действий), разносторонность техники (степень разнообразия двигательных действий) и эффективность (спортивный результат).
В футболе техническую подготовленность можно оценивать по количеству точных нападающих или защитных действий, приемов из определенного числа попыток. Например, подача мяча (волана) в определенную зону игровой площади из 5 или 10 попыток; количество реализованных голов из 5 попыток; количество точных передач из определенного заранее числа попыток и многое другое; количество эффективно принятых (отраженных) нападающих ударов и т. п.
На определенном этапе совершенствования техники движений необходимо контролировать ее освоенность. Стабильность результатов и значений основных биомеханических характеристик упражнения будет свидетельствовать об их освоенности [9].
Оценка тактической подготовленности — это оценка целесообразности действий спортсмена, направленных на достижение успехов в соревнованиях. Она предусматривает контроль за тактическим мышлением, тактическими действиями. Оценка психологического состояния — это оценка психической готовности к соревнованиям (настойчивость, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность). Исходя из всего выше сказанного, наиболее подходящей для комплексной оценки деятельности мини-футболиста может стать балльно-рейтинговая система, обладающая гибкостью и вариативностью [4;6]. К тому же, возможна организация ее электронного сопровождения, что упростит оперативный подсчет и ведение статистика действий игроков во время игры [3;6;10].
2. Применение учебно-методической литературы в учебно-тренировочном процессе по футболу
Методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса играет в повышении качества и эффективности работы детско-юношеских спортивных школ все более значительную роль. Оно охватывает, во-первых, непосредственно учебно-тренировочный процесс и, во-вторых, все, что связано с повышением профессионального мастерства тренеров. Умело, со знанием дела организованная методическая работа обеспечивает возможность рационального и оперативного использования непрерывно накапливаемого передового тренерского опыта, а также новейших достижений спортивной науки.
Главным объектом всех методических усилий должны стать тренер и спортсмен, их знания, навыки, умения, убеждения. Основные критерии в оценке методической работы — реальные успехи в учебно-тренировочной работе, рост мастерства, четкость в реализации современных программно-методических требований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аикин, В. А. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.- практ. конф. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
2. Бальсевич, В. К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 10. - С. 56-57
3. Бальсевич, В. К. Организация непрерывного контроля за двигательными функциями организма спортсмена / В. К. Бальсевич, А. И. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 32-34.
4. Бовт, Д. С. Моделирование процесса развития физических качеств юных дзюдоистов на основе игрового метода / Д. С. Бовт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 5. - С. 38-39.
5. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Краснодар, 2007.
6. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Краснодар, 2007.
7. Германов, Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. / Г. Н. Германов ; ВГАФК. - Волгоград, 2011 . - 56 с.
8. Пальке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П.Котелкина. - М: Физкультура и спорт, 2007.
9. Шамардин А.И. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Методическое пособие. - Волгоград: ВГИФК, 2006.
10. Яровой С.М. Возможности подготовки юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий// Харьков, 2008. - №29.