Фрагмент для ознакомления
2
Применение научных методов исследования для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в акробатике
Выбор методов исследования для обоснования учебно-тренировочного процесса определяется спецификой изучаемых проблем. Избранная методика исследования во всех случаях должна находиться в соответствии с главным требованием – обеспечением получения объективного и достоверного научного материала.
Большинство педагогических исследований в области спорта характеризуются комплексным использованием методов, среди которых один является ведущим.
Ценным в плане получения информация является метод анализа официальных документов – постановлений и решений директивных органов, нормативных документов, статистических сводок и т.д.
В ходе изучения руководящих материалов и сводных отчетов спортивных обществ; текущих и архивных документов планирования и отчетности спортивной работы; планов подготовки спортивных команд, данных врачебных обследований также может быть получена важная информация.
Сбор и систематизация спортивных результатов и показателей, изучение протоколов соревнований, материалов официальных сборников, обработка дневников спортсменов позволяет получить данные для обоснования эффективности учебно-тренировочного процесса в акробатике. В различных документах, таких как учебные планы, программы, врачебно-физкультурные карты находят свое отражение многие стороны физического воспитания.
Возможность выявить направление тренировочного процесса, объем и интенсивность применяемых нагрузок, методы тренировочной работы, основные средства и систему их применения, количество соревнований, спортивно-технические показатели, субъективную оценку спортсменом эффективности учебно-тренировочного процесса, его самочувствие дает анализ дневников тренеров и спортсменов.
В проводимых в области физической культуры и спорта исследованиях с целью повышения эффективности тренировочного процесса могут быть использованы методы опроса, которые связаны со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых. Они позволяют при правильном их проведении выявлять индивидуально-психологические особенности личности: интересы, склонности, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе, вкусы.
Основным предназначением опросов является получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений. Если исследуемое явление не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту, если о нем нет достаточной документальной информации, значимость опросов возрастает. Опрос может стать в таких ситуациях главным методом сбора информации, но обязательно он должен дополняться другими исследовательскими методиками.
В процессе исследований актуальных проблем физической культуры и спорта важное место занимает педагогическое наблюдение, которое представляет собой организованный анализ и оценку учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. Как метод исследования педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого можно получить конкретный фактический материал или данные. Целью педагогического наблюдения является изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, таких как задачи обучения и воспитания; средства физического воспитания, их место в занятиях; содержание учебно-тренировочного процесса; поведение занимающихся и преподавателя, тренера; характер и величина тренировочных нагрузок; методы обучения и воспитания; технико-тактические действия и т. п.
Педагогический анализ и оценка учебно-тренировочного процесса являются ведущей стороной деятельности исследователя.
Педагогический эксперимент создает возможность неоднократно воспроизводить изучаемые явления в экспериментальной обстановке. Характерная черта педагогического эксперимента как метода исследования – запланированное вмешательство в изучаемое явление человека. Педагогический эксперимент является специально организуемым исследованием, проводимым с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, форм, средств, приемов, видов и нового содержания обучения и тренировки.
Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение, в отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что существует в практике.
При разработке проблем учебно-тренировочного процесса в акробатике педагогический эксперимент используют в целях решения вопросов, которые связаны с поиском новых, более эффективных методов, средств, организационных форм тренировки, а также частных вопросов методик обучения и воспитания. Эксперимент отличается от педагогического наблюдения тем, что позволяет изучать явления в более разнообразных условиях.
Кроме того, одно и то же явление в процессе эксперимента можно проверить несколько раз в различной обстановке и, наконец, эксперимент позволяет провести более точное изучение предмета, расчленить его на отдельные части и выделить среди них представляющие наибольший интерес для исследователя. Поскольку в физической культуре и спорте педагогический эксперимент включает в себя проведение учебных занятий, а также регистрацию их эффективности, он проводится по определенной схеме. Параллельный эксперимент проводится по схеме, предусматривающей организацию двух или более максимально одинаковых парных групп. В одной
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенко М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2002. - 211с.
2. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие / Л.В. Капилевич. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 145 с.
3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. - Казань: ФОРТ-ДИАЛОГ, 2000. - 76 с.
4. Спортивная медицина: учебное пособие / под ред. А.В. Смоленского. - М.: Физическая культура, 2011. - 523 с.
5. Физиологические методы контроля в спорте: учебное пособие / Л. В. Капилевич, К.В. Давлетьярова [и др.] / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского