Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С 1 сентября 2013 г. в системе дошкольного образования произошли большие изменения, вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.
Главными принципами стандарта стали сохранение уникальности и самоценности дошкольного образования, как этапа в общем развитии человека и образовании ребенка в частности.
Дошкольный возраст является очень важным в приобщении к ценностям культуры, социализации ребенка в обществе. Второстепенным является обучение письму, счету и чтению.
Психолого-педагогическое сопровождение в настоящее время становиться наиболее востребованным и неотъемлемым для всех участников образовательного процесса.
Для родителей наибольшую ценность имеет приобретение ребенком в дошкольном учреждении определенных знаний, умений, навыков, а также качеств, определяющих его успешную социализацию.
Педагоги и воспитатели ориентированы на развитие определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков.
Создание безопасной развивающей среды и профессиональная компетентность педагогов - главное условие успешности воспитательно – образовательного процесса.
Субьектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дошкольника;
• педагогический состав;
• родители.
Разработчики ФГОС ДО опирались при создании стандарта на тезис «Учить для жизни, а не для школы!».
Подводя итог можно сказать, что в каждом дошкольном учреждении должна быть правильно вытроена стратегия психолого – педагогического сопровождения, направленная на развитие детей.
Этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. диагностический;
2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;
3. коррекционно – развивающий;
4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.
1.Адаптационный период
Диагностический этап – это и адаптационный этап.
Адаптация – вхождение ребенка в новую незнакомую среду.
В этот период ведется активная работа с родителями детей, их знакомят с режимом питания детей, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, режимом дня, особенностями показателей адаптации.
Родителям предлагается заполнить адаптационные листы в течении месяца.
Воспитатели выделяют затруднения или одаренности детей , путем сбора дополнительной информации от разных педагогов детского сада, имеющих контакт с ребенком.
При согласии родителей может проводиться диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.
У каждого ребенка в ДОУ есть «Дневник сопровождения развития ребенка», в нем собирается и указывается информация о родителях, адаптации, выводы диагностик и рекомендации для воспитателей и родителей.
На тренинговых занятиях родители принимают активное участие, они ставят себя на место ребенка, анализируют свою реакцию и чувства, а также возможное поведение. Таким образом, родители начинают лучше понимать мотивы поступков своих детей и свои собственные.
Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.
Систематически должны проводиться тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.
2. Цикл занятий по адаптации детей ясельной группы к детскому саду
Данный цикл состоит из трех занятий, направлен на сохранение психического здоровья, предотвращает эмоциональные расстройства, развивает лучшее понимание себя и других, помогают приобрести опыт общения с другими детьми и с взрослыми.
Пояснительная записка.
Целевая аудитория: дети ясельной группы, возраст 1.5-2 года, 12 человек.
Цель:
развитие коммуникативных навыков общения и эмоциональной сферы младших дошкольников в период адаптации.
Задачи:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Помочь преодолеть стрессовые состояния у детей в период адаптации к детскому саду.
3. Помочь снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2013. - 128 c.
2. Мурченко, Н. А. Планирование на каждый день. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника. Программа "Радуга". Вторая младшая группа. Январь-май / Н.А. Мурченко, Ю.П. Поминова. - М.: Учитель, 2014. - 388 c.