Фрагмент для ознакомления
2
1. Транспортно-грузовые комплексы для скоропортящихся грузов
По своим транспортно-складским характеристикам скоропортящиеся грузы аналогичны тарно-штучным грузам. Поэтому большая часть методов перевозок, организации и механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ (ПРТС работ) и создания перегрузочно-складских комплексов для тарно-штучных грузов применимы и для скоропортящихся грузов. Отличие состоит в особых температурно-влажностных режимах, при которых должны транспортироваться, перерабатываться и складироваться эти грузы в транспортно-грузовых комплексах. К скоропортящимся грузам относится в основном продукция сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса. Основные группы скоропортящихся грузов рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 - Основные виды штучных скоропортящихся грузов
Груз
Объемная масса, т/м3 Теплоемкость,
кДж/кг-град
Тара Температура,
градусы
при перевозках при хранении
Мясо
Рыба
Яйца
Масло
Овощи, фрукты
Большинство скоропортящихся грузов транспортируется и хранится при влажности в пределах 80…95%. При нарушении нормативного температурно-влажностного влажностного режима скоропортящиеся грузы могут терять свое качество. Основные виды порчи разных групп грузов следующие:
- по мясу –появление слизи, плесневение, пигментация (появление пятен), кислое брожение (серый цвет и кислый запах), загар (изменение запаха и цвета внутри туши), гниение;
- по рыбе – помутнение слизи, серый цвет, гнилостный запах, изменение окраски жабр; загар (порча мяса у позвоночника), затяжка (гнилостный распад белка), пухлянка (вздувание брюшка) – у соленой рыбы;
- по маслу – затхлый вкус, плесневение, пигментация (появление пятен), штафф (изменение вкуса и цвета на поверхности);
- по сыру – вспучивание, гнилостный запах, плесневение;
- по овощам и фруктам – гниль, ботритис (гриб, усиливающий гниение), пенициллиум (мокрая гниль), трихосептория (горькая гниль).
По химическому составу скоропортящиеся грузы состоят на 60…80% из воды, остальные 20…40% составляют белки, жиры, углеводы, минеральные соли и т.д. На магистральном транспорте скоропортящиеся грузы перевозятся в стандартной таре (в ящиках деревянных и картонных, в бочках деревянных), на стандартных поддонах размерами 1200х800 и 1200х100 мм и в специализированных ящичных сборно-разборных поддонах.
Скоропортящиеся грузы перевозят в специальном изотермическом подвижном составе железнодорожного транспорта и в автомобильных фургонах-рефрижераторах. Для перевозок этих грузов железнодорожным транспортом применяют вагоны-термосы, рефрижераторные секции из 5-ти вагонов, автономные рефрижераторные вагоны (АРВ).
Таблица 2 - Железнодорожный рефрижераторный подвижной состав
Показатель 5-вагонная секция
производства Автономный ре-фрижераторный вагон длиной
БМЗ Дессау
19 м
21 м
Число грузовых вагонов
Длина по автосцепкам, м:
- грузового вагона
- общая
Грузоподъемность, т :
- одного вагона
- общая
Внутренние размеры грузового помещения, мм:
- длина
- ширина
- высота (у стенки)
Размеры двери, мм:
- ширина
- высота
Температура воздуха в грузовом
Вагон-термос не имеет холодильного оборудования, но его ограждающие конструкции из пенополиуретана толщиной 200 мм могут сохранять температурный режим перевозимых скоропортящихся грузов в течение перевозок. Грузоподъемность вагона-термоса 60 т, длина по автосцепкам 21 м, внутренняя длина грузового помещения – 20190 мм, ширина –2600 мм, высота у стенки – 2400 мм, размеры двери 2700х2300 мм. Для перевозок скоропортящихся грузов применяют также вагоны-термосы грузоподъемностью 47 т длиной по автосцепкам 22160 мм. В вагонах-термосах перевозят термически подготовленные грузы со сроком хранения более 10 суток.
Жиры, некоторые рыбопродукты, яйца и плодоовощи в летний период допускается перевозить в универсальных крытых вагонах. Для перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом применяют автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа-рефрижератора.
Перед погрузкой на транспорт скоропортящиеся грузы должны пройти подготовку по качеству и термическому состоянию – для того, чтобы они соответствовали требованиям правил перевозки. Проверка соответствия грузов этим требованиям выполняется в момент предъявления грузов к перевозке. Температура замороженных, мороженных, подмороженных и охлажденных грузов может проверяться при погрузке их в вагон.
2. Транспортно-технологические системы перевозок
Транспортно-технологическая система перевозок - форма организации транспортного процесса, при которой обеспечивается единство организационных, технических, технологических, экономических и коммерческо-правовых решений для перевозки грузов с наибольшей экономической эффективностью.
Основные элементы являются:
подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили и т.д.);
причалы;
склады;
подъездные пути;
перегрузочное оборудование;
грузозахватные приспособления;
средства укрупнения - системообразующий компонент TTC;
средства автоматизации и управления.
В основе формирования любой перевозки лежат следующие принципы:
комбинирование различных видов транспорта;
возможность разделения транспортных средств на составные части;
укрупнение грузовых единиц для повышения интенсивности грузовых операций и сокращения издержек, связанных с перевозкой.
Среди факторов конкурентоспособности транспортно-технологической системы перевозок можно выделить транспортные (скорость доставки грузов, их сохранность), экономические (доходы и расходы участников перевозки) и правовые (ответственность участников перевозки).
Пакетная транспортно-технологическая система перевозок применяется для перевозки грузов, сформированных в виде транспортных пакетов - укрупненных грузовых мест, состоящих из генеральных грузов и сформи рованных посредством пакетирующих средств: поддонов; флетов (грузовых площадок с устройствами автоматического захвата груза).
В пакет укладываются однородные грузы. Средства крепления груза в пакетах должны иметь контрольные знаки отправителя. Из отдельных пакетов могут формироваться блок-пакеты для более эффективного использования транспортных средств по грузоподъемности и вместимости.
Паромная система предназначена для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, прицепов и полуприцепов на специализированных судах-паромах. Паромы имеют водоизмещение от 5 до 10 тыс. т и, как правило, оборудованы путями для передвижения вагонов. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются с помощью береговых и судовых приемных устройств.
Контейнерная система предназначена для перевозки генеральных, в том числе ценных, грузов. Доставка грузов в контейнерах осуществляется по транспортной схеме "от двери до двери", т.е. от отправителя груза до получателя без перегрузки в пути следования. Максимальная эффективность контейнерных перевозок достигается, когда продукция сразу после изготовления укладывается в пакеты, загружается в контейнеры и в таком виде хранится, транспортируется, отгружается и поступает потребителю.
3. Задачи логистических информационных систем
Логистическая информационная система (ЛИС) – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, которая обеспечивает решение тех или иных функциональных задач управления материальными потоками.
Функции информационных логистических систем.
1. Планирование логистических процессов в различных аспектах и на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах.
2. Координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг.
3. Мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебой-ности.
4. Оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками,
4. Инфраструктура железнодорожного транспорта
Инфраструктура железнодорожного транспорта в нашей стране представляет мощный комплекс, обеспечивающий перевозки значительных объемов грузов и количества пассажиров практически по всей территории, за исключением северо-восточных районов. Определения и понятия, приводимые в этом параграфе, базируются на Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2014).
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и сооружения, необходимые для его функционирования (мосты, тоннели и т.п.), железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением
5. Информационное взаимодействие между продавцом и покупателем.
Информационные потоки пронизывают всю сферу обращения грузов в международной торговле. 11ри этом в рамках логистического подхода рассматриваются только те информационные потоки, которые связаны с материальными потоками и запасами. Это сопроводительные документы, заказы на товар, информация о движении запасов на складе или о перемещении транспортных средств и др.
При организации взаимодействия грузоотправителей и грузополучателей в международной торговле используются соответствующие информационные технологии для автоматизации заказов на поставку, при переговорах и заключении договоров, при организации доставки грузов, что позволяет максимально сократить время логистического цикла от получения заяви! до поступления груза на склад клиента.
Практическое задание.
Максимальная пропускная способность по емкости склада:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Журавлев Н.П., Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы - Учебник для вузов - Москва: УМНЦ , 2009 - 629 с.
2. Забелин, В.Г. Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение: учебное пособие / В.Г. Забелин, Е.В. Зарецкая; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2015. - 79 с.
3. Зубин, С.И. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие / С.И. Зубин. - Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 40 с.
4. Левкин Г.Г. Организация интермодальных перевозок:конспект лекций – М.-Берлин:Директ-Медия, 2014. – 178 с.
5. Левкин, Г.Г. Основы логистики: учебное пособие / Г.Г. Левкин. - Москва: Инфра-Инженерия, 2014. - 240 с.
6. Новиков, В. Безопасность перевозки на водном транспорте: учебное пособие / В. Новиков; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - Москва: Альтаир: МГАВТ, 2013. - 207 с.
7. Шалягина, О.Н. Организация перевозок грузов, пассажиров и багажа: учебное пособие / О.Н. Шалягина. - Минск: РИПО, 2015. - 272 с.