Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос и задание:
По итогам работы составьте «рейтинг первичных проблем», остро стоящих перед современным обществом.
Социальное сиротство; безнадзорность; неполные семьи.
Мы живем в быстротечном мире, в котором люди все чаще перестают замечать друг друга, в их отношениях становится все меньше любви, желания быть вместе и развивать семейные отношения. Семья как таковая перестает иметь ценность, взрослые часто заняты зарабатыванием денег или получением максимального удовольствия от того, что они делают.
Все реже на улицах можно встретить бабушек с детьми, летом в дачных поселках стало меньше ребятишек, бегающих веселой стайкой и играющих вместе. Либо их нет, либо они играют за высокими заборами.
Нельзя отрицать, что при этом наш любимый город становится красивее и ярче, но в нем остается стабильным количество сирот. В одной трогательной детской песенке поется: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Когда же все-таки дети могут быть «потеряны», и что такое современное сиротство?
Сиротство – это что-то в основе своей ненастоящее. Раньше сиротами дети считались в том случае, когда у них по какой-то причине умирали родственники – все, которые есть – или они лишались связей с ними. Таких детей в сиротских учреждениях нашего города и страны сегодня единицы – все-таки, если в семье случилось несчастье и есть любовь, то ребенок этот будет спасен другими членами семьи.
Наше современное сиротство – так называемое социальное. Это означает, что у большинства детей есть родители и родственники, у которых нет возможности этих детей воспитывать, и за них это делает государство, стараясь изо всех сил, улучшая благосостояние детских сиротских учреждений и учреждений, которые позволяют ребенку находиться вне дома.
Дети имеют риск попасть в государственную систему с самого раннего возраста. В начале эпохи социализма срок нахождения матери и ребенка вместе был несказанно мал – на работу маме надо было выйти уже через три месяца. Тем, у кого не было поддержки, приходилось отдавать детей в ясли, которых было много, в которых дети росли под присмотром, пока родители строили развитой социализм и добивались минимальных благ для себя.
Потом ввели другие законы, и мамы получили возможность находиться с ребенком до трех лет, наблюдать за его ростом и развивать отношения с ним. Ясли для маленьких исчезли, и матери стали все чаще оставлять детишек дома с нянями, знакомыми, пытаясь добыть средства на жизнь. Родители ориентированы на выживание, и поэтому связь их с детьми становится тоньше, и все реже между членами семьи формируются теплые отношения. К этому надо добавить, что социальные «болезни», такие как алкоголизм, наркозависимость, становятся все более распространены, а дети являются прямыми жертвами этих социальных явлений.
Вот несколько страшных дорог, ведущих к сиротскому опыту:
1. Первая и самая распространенная категория детей, проживающих в государственных учреждениях, – это дети, рожденные и воспитывающиеся в семьях людей, страдающих алкогольной зависимостью и ведущих асоциальный образ жизни.
Люди в погоне за получением суррогатного удовольствия теряют самое необходимое для жизни – эмоции и отношения привязанности, так как у них разрушается сперва эмоциональная сфера и только потом уже – телесная.
Эмоциональные расстройства заключаются в снижении приоритета отношений между родственниками, понимания их чувств и желания быть вместе. Эгоизм и обидчивость приводят к длительным непрощаемым обидам и желанию обратить на себя внимание любым путем. И в этой погоне родителей за чувством собственной значимости дети проигрывают, так как на них нужно много времени и труда. Волевая сфера у этой категории взрослых разрушается быстрее всего, и дети становятся безнадзорными. На любовь не хватает сил и средств, и дети оказываются вне дома, иногда и в опасных ситуациях, а потом попадают в объятия государственных учреждений, к сожалению, часто спасительные.
Из подобных семей детей часто забирают государственные органы, и, в данном случае, это спасает их от смерти, прямого голода, избиений, долгосрочного жестокого отношения, унижений и использования. Ведь у зависимых людей сужается круг представлений о потребностях ребенка. Они забывают о нем заботиться, кормить, не занимаются его развитием и бездумно подвергают опасности. Дети являются свидетелями самых низких и унизительных сцен – такие события оставляют неизгладимое впечатление на детской психике, и подчас эта травма пронизывает всю жизнь, не позволяя детям иметь надежду на то, что есть другой мир, который к ним благосклонен и может дать им любовь и признание.
По жесткой иронии судьбы дети, растущие в таких условиях, искренне любят людей, которые дают им даже такую жизнь. Они терпят унижения и побои, не защищая себя и не рассказывая никому об этом, потому что в таких семьях есть неписаный закон – не говори, не чувствуй, не проси.
Человек, который заболевает алкоголизмом и другими зависимостями, представляет себя нелюбимым и никому не нужным, он не чувствует поддержки близких, сердечной и душевной. Нет внутреннего желания любить – и нет сил на то, чтобы любить кого-то еще. Поэтому, даже когда таким родителям предоставляется шанс вернуть ребенка, любовь к привычному образу жизни не отпускает их, и они зачастую не борются за то, чтобы вернуть детей.
2. Вторую ситуацию можно назвать «замкнутым кругом безысходности» – попадание в детские учреждения детей тех сирот, которые в них воспитывались и выросли.
В сиротских учреждениях отсутствует самое важное – признание индивидуальности человека и уважение его личных качеств. Ребенок-сирота часто является объектом: его редко и мало спрашивают, что он думает и чего хочет. На это не хватает времени и душевных сил персонала, несмотря на то, что работники этой сферы обычно прилагают все усилия для того, чтобы помочь детям. Но детская боль сильна, и для ее искоренения нужны годы.
У многих воспитанниц детских домов первая беременность случается довольно рано. Если мальчики самовыражаются, применяя силу и подвергая себя опасностям, то девочки стараются рано доказать себе, что они живые, и расстаются с девичьей честью, чтобы получить хоть какие-то представления о своих ощущениях и чувствах. Это обычно происходит страшно и некрасиво, но на время заглушает душевную боль. Результатом этой «любви» нередко является первая ранняя беременность, а рожденные дети оказываются в сиротской системе, где быстро усыновляются, если здоровы. Если же нет – остаются в ней надолго.
Девочки, которые вырастают в сиротских учреждениях, не имеют представлений о семье и боятся даже в зрелом возрасте создавать ее, предпочитая бесконечные новые знакомства, в результате которых обычно рождаются дети. Но молодые матери не воспитывают их, а по накатанной дороге отдают в сиротские учреждения, поскольку не знают, как прокормить себя и как выжить с ребенком. Уровень их социализации очень низкий, после сиротского учреждения они могут вернуться в опасные условия проживания, к тем родителям, у которых когда-то были отобраны. Самое грустное в этой ситуации – многие женщины с таким опытом не считают жизнь в сиротском учреждении чем-то страшным. Они говорят: «Мы то выросли, и было неплохо, а главное – ничего ведь не надо делать. На всем готовом».
3. Третья группа жителей сиротских учреждений – дети мигрантов. Это следствие отчасти урбанизации, отчасти – тех условий, в которые поставлены мигранты в своих странах и городах.
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература:
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 1978.
2. Бестужев– Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 392с.
3. Бурков, В.Н. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ – ГЕО, 1997
4. Глущенко В.В. Прогнозирование. – М.: Вузовская книга, 2000. – 208с.
5. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 1992.
6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова– Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр "Академия", 2005. – 288 с.
7. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование [Електронный ресурс].– Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru . Ростов– на– Дону: Феникс, 2001
8. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: МГУ: Флинта, 2007. – 2 40с.
9. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / под ред. П.А.Чукреева Улан– Удэ: Изд– во ВСГТУ, 2003. – 458с.
10. Основы социального управления: учебное пособие / под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001. – 271с.
11. Плышевский В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие. – М: Изд– во Социально– технологический институт МГУС, 2001. 95с.
12. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: Высшее образование, 2002.
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 1978.
2. Аитов Н.А., Лапин Н.И., Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование. – М., 1982.
3. Антология современной классической футурологии: впереди 21 век. / под ред. И.В. Бестужева– Лада. М. "Academia", 2000. www.rfsa.ru/ .
4. Араб–Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. – М., 1973.
5. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.
6. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. – М.: Политиздат, 1989.
7. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б.С. Гершунский. – Киев: , 1986. – 197 с.
8. Как создать проект: учебно– методическое пособие / автор– сост. С.А. Шургина. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2005. – 156 с.
9. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 1992.
10. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: МГУ: Флинта, 2007.– 240с.
11. Новикова, Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т.Г. Новикова. – М.: АСАD?MIA, 2003.
12. Плющ, И. В. Введение в проектирование образовательных систем / И. В. Плющ. – Новосибирск, 2002.
13. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В.Е. Радионов. – Спб. :СпбГТУ, 1996.
14. Шургина, С.А. Метод проектов: от проблемы – к пониманию: пособие для работников образования, участвующих в ин новационной деятельности / авт.– сост. С.А. Шургина. – Йош кар–Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 84 с.
15. Шургина, С.А. Методические рекомендации по составлениюгрантовых заявок / С.А. Шургина. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 20 с.
16. Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С.А. Шургина // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. – С. 22–30.
17. Шургина, С.А. Проектный метод в обучении как один из видов современных педагогических технологий / С.А. Шургина // Золотые крупицы педагогических инноваций / под науч. ред. С.А. Шургиной. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 148 с.
18. Шургина, С.А. Теоретические подходы к экспертизе про ектов / С.А. Шургина // Повышение проектной культуры педагога: материалы республиканской научно– практической конференции педагогических и руководящих работников / под науч. ред. С.А. Шургиной. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марий ский институт образования", 2006. – 120 с.
19. 3. А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 6 – С. 9– 12
20. Беспалъко, В П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989
21. Зерщикова, Т. А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования материалы междунар заочнауч конф (г Пермь, апрель 2011 г) / под общ. ред ГД Ахметовой – Пермь– Меркурий, 2011. – С 79– 82
22. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии Активное обучение: учеб пособие для студ высш учеб заведений. – М: Издательский центр "Академия", 2009 – 192 с.