Фрагмент для ознакомления
2
Ситуация 1.
1.Попробуйте провести анализ данных направлений работы.
Волонтерством можно назвать форму социальной ответственности, когда обычные граждане любой страны берут на себя ответственность за некие «бреши» в государственно устройстве, считая себя человеком, который может изменить ситуацию и начинает делать шаги для этих изменений. Волонтер – это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, у которых есть потребность в помощи. У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время он старается помочь тем, кому это необходимо. Это стремление идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей. Волонтеры бывают самые разные и сейчас эти движения (к нашей большой радости!!!) очень развиты в мире.
2.Для чего необходимо выполнять данную работу?
Главная миссия – поддержка, общение и дружба с детьми из детских домов и школ-интернатов. Мы проводим увлекательные занятия, ориентированные на развитие различных способностей и бытовых навыков, которые пригодятся детям при первых шагах во взрослой жизни. Поддерживаем воспитанников после выпуска за стены детских учреждений и помогаем выпускникам лучше адаптироваться к новым жизненным условиям.
3. Почему семьи определили ее как важную для исполнения сопровождения семь, личности?
Придумывать всяческие позитивные, жизнерадостные занятия — лепить, рисовать, петь, играть, в общем, творить всё что угодно — позитивное, чтобы отвлечь деток и их мамочек от серых больничных будней. Тут ваша фантазия может развернуться на всю, главное, чтобы ваши занятия были яркие, добрые и не очень трудные, так как детям после процедур не всегда физически возможно участвовать в сложных процессах. Иногда лекарства, облучение и химиотерапия действуют на детей так, что может быть нарушена, например, моторика пальцев, или другие грустные явления. Можно делать стенгазеты и вывешивать их на серые больничные стены, каждую неделю новую. Галерею рисунков о лете, о солнце, о космосе, о волшебных планетах. Играть все вместе в пантомимы. Написать сценарий и создать спектакль. Многие дети очень стесняются носить маски, а им ношение обязательно. Поэтому можно провести мастер-класс по маскам-на-выход, украсить их бисером, бусинками, рисунками. Да много ещё чего можно придумать!
Ситуация 2.
1.Какими методами надо диагностировать выше указанные проблемы?
Эмпирические методы, метод наблюдения
2.Какие методы Вы можете еще назвать из этой группы?
Метод индивидуальной социальной работы- предложен М. Ричмондом и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интра-психической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном — концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.)
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод: 1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт). 2. Изучение и анализ проблемной ситуации. 3. Определение целей и задач совместной работы. 4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. 5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы, активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 1978.
2. Бестужев– Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 392с.
3. Бурков, В.Н. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ – ГЕО, 1997
4. Глущенко В.В. Прогнозирование. – М.: Вузовская книга, 2000. – 208с.
5. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 1992.
6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова– Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр "Академия", 2005. – 288 с.
7. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование [Електронный ресурс].– Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru . Ростов– на– Дону: Феникс, 2001
8. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: МГУ: Флинта, 2007. – 2 40с.
9. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / под ред. П.А.Чукреева Улан– Удэ: Изд– во ВСГТУ, 2003. – 458с.
10. Основы социального управления: учебное пособие / под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001. – 271с.
11. Плышевский В.Г. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие. – М: Изд– во Социально– технологический институт МГУС, 2001. 95с.
12. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М.: Высшее образование, 2002.
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 1978.
2. Аитов Н.А., Лапин Н.И., Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование. – М., 1982.
3. Антология современной классической футурологии: впереди 21 век. / под ред. И.В. Бестужева– Лада. М. "Academia", 2000. www.rfsa.ru/ .
4. Араб–Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. – М., 1973.
5. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.
6. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. – М.: Политиздат, 1989.
7. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б.С. Гершунский. – Киев: , 1986. – 197 с.
8. Как создать проект: учебно– методическое пособие / автор– сост. С.А. Шургина. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2005. – 156 с.
9. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 1992.
10. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: МГУ: Флинта, 2007.– 240с.
11. Новикова, Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т.Г. Новикова. – М.: АСАD?MIA, 2003.
12. Плющ, И. В. Введение в проектирование образовательных систем / И. В. Плющ. – Новосибирск, 2002.
13. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В.Е. Радионов. – Спб. :СпбГТУ, 1996.
14. Шургина, С.А. Метод проектов: от проблемы – к пониманию: пособие для работников образования, участвующих в ин новационной деятельности / авт.– сост. С.А. Шургина. – Йош кар–Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 84 с.
15. Шургина, С.А. Методические рекомендации по составлениюгрантовых заявок / С.А. Шургина. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 20 с.
16. Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С.А. Шургина // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2006. – С. 22–30.
17. Шургина, С.А. Проектный метод в обучении как один из видов современных педагогических технологий / С.А. Шургина // Золотые крупицы педагогических инноваций / под науч. ред. С.А. Шургиной. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2006. – 148 с.
18. Шургина, С.А. Теоретические подходы к экспертизе про ектов / С.А. Шургина // Повышение проектной культуры педагога: материалы республиканской научно– практической конференции педагогических и руководящих работников / под науч. ред. С.А. Шургиной. – Йошкар– Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марий ский институт образования", 2006. – 120 с.
19. 3. А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 6 – С. 9– 12
20. Беспалъко, В П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989
21. Зерщикова, Т. А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования материалы междунар заочнауч конф (г Пермь, апрель 2011 г) / под общ. ред ГД Ахметовой – Пермь– Меркурий, 2011. – С 79– 82
22. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии Активное обучение: учеб пособие для студ высш учеб заведений. – М: Издательский центр "Академия", 2009 – 192 с.
ИНТЕРНЕТ– РЕСУРСЫ
1.http://www.pedlib.ru/Books/3/0212/index.shtml?from_page=245 - Учебное пособие по педагогическому проектированию
2. http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html - WEB– справочник для педагогов и старшеклассников "Как разработать социальный проект"
3. http://metropolys.ru/artic/16/01/k%E2%80%93%200253%E2%80%93%2008872.html- Лекция по социальному проектированию
4. http://www.rae.ru/forum2011/10/1429 - Студенческий научный форум по технологии социально– педагогического проектирования в общеобразовательной школе.
5.http://oddom.ru/article/514441_Tehnologiya_pedagogicheskogo_proektirovaniya.html - Рассматриваются технологии педагогического проектирования
6. Алтунин, А.И. Психологическое прогнозирование / А.И. Алтунин: Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/03/25/91.