Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные условия деятельности торговых предприятий характеризуются сложностью и динамичностью внешней среды, в результате чего предприятие становится зависимым от большого количества постоянно изменяющихся факторов, в том числе и от деятельности его конкурентов.
Объектом исследования в данной работе стало сетевое предприятие ООО ««Магнит»».
Предметом исследования являются сделки.
Цель исследования состоит в обосновании мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ПАО ««Магнит».
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия на основе сделок M&A.
2. Проведен анализ конкурентоспособности изучаемого предприятия.
3. Проведен анализ сделки ПАО «ВТБ» и ПАО «Магнит».
4. Спрогнозировано изменение конкурентной позиции предприятия в результате сделки ПАО «ВТБ» и ПАО «Магнит».
Методологическая основа исследования. Методы, при помощи которых осуществлена оценка конкурентоспособности изучаемого предприятия – метод «профиля требований», метод многоугольника конкурентоспособности, метод Матрицы МакКинси интегральный метод (балльная оценка), метод экспертных оценок, SWOT-анализ, экономико-математическое моделирование.
Теоретическая база исследования. Работа написана с использованием теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей по вопросам конкурентоспособности, результатов изучения рынка чая и кофе, проведенного маркетинговыми и консалтинговыми предприятиями России, материалов интернет-источников и др.
1.Общий раздел
Публичное акционерное общество «Магнит» (ПАО «Магнит») является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит», с местом нахождения в Краснодаре. Группа компаний «Магнит» («Магнит», Компания) является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России. Она насчитывает 18 399 магазинов 13 427 магазинов у дома 4 505 магазинов формата «дрогери» 467 супермаркетов Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 976 населенных пунктах Российской Федерации.
Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Брянска до Красноярска, а с севера на юг от Мурманска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах.
Также магазины Компании находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов Компании работают в городах с населением менее 500 млн. человек.
«Магнит» является крупнейшим частным работодателем в России. На сегодняшний день общая численность сотрудников Компании составляет около 300 млн. человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».
В 2018 г. розничная выручка за вычетом оптовых продаж выросла на 7,6% по сравнению c аналогичным показателем за 2017 г. и составила 1 216,9 млрд руб. Рост был обусловлен открытием 2 049 новых магазинов (или увеличением торговых площадей на 11,6%) и изменением LFL-продаж на – 2,5%. Основной вклад в повышение продаж внес сегмент «магазины у дома», в то время как самый высокий темп роста продаж продемонстрировал сегмент «дрогери». Оптовые продажи достигли 20,2 млрд руб., увеличившись на 65,3% по сравнению с 2017 г.
Валовая прибыль в 2018 г. увеличилась на 2,4%, при этом валовая маржа сократилась на 136 б. п., до 24% (в 2017 г. – 25,3%), ввиду следующих факторов: Себестоимость продукции выросла на 122 б. п. в результате инвестиций в цену, роста товарных потерь ввиду созданных резервов на списание и роста доли свежего ассортимента, давления от распродажи старых медленно оборачиваемых товаров и увеличения доли оптового сегмента с 1,1 до 1,6% в 2018 г. Это частично было скомпенсировано более привлекательными коммерческими условиями от поставщиков.
Транспортные расходы в процентах от продаж увеличились на 14 б. п., ввиду того что более высокая централизация поставок (89% по сравнению с 88%), снизившееся среднее расстояние за поездку (560 км по сравнению с 490 км) и другие мероприятия по повышению операционной эффективности оказались недостаточными для компенсации влияния роста цен на топливо и увеличения внешних транспортных тарифов.
Величина коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в процентном отношении к выручке в 2018 г. улучшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 59 б. п.: Расходы на оплату труда и соответствующие налоги снизились на 71 б. п. в основном за счет увеличения общей производительности труда в Компании на 10,1%.
Коммунальные платежи выросли всего на 1 б. п., поскольку индексация тарифов в июле 2018 г. была почти полностью компенсирована снижением энергопотребления. Доля арендных платежей в процентах от продаж выросла на 18 б. п. в связи с увеличением доли арендуемых площадей: 69,5% против 66,4% в 2017 г.
Расходы на рекламу в процентах от продаж снизились на 4 б. п. благодаря привлечению к проведению рекламных кампаний более эффективных средств массовой информации. Величина оплаты банковских услуг в процентах от продаж повысилась на 10 б. п. из-за повышения ставок по инкассации, что частично было компенсировано за счет установки в магазинах автоматических депозитарных машин. Расходы на ремонт и техническое обслуживание по сравнению с 2017 г. сократились на 8 б. п. благодаря пересмотру поставщиков и улучшению коммерческих условий.
Таким образом, операционная прибыль Компании в 2018 г. составила 53,4 млрд руб., что на 7,8% ниже, чем аналогичный показатель за 2017 г. Финансовые расходы снизились на 29,4% по сравнению с 2017 г. (12,6 млрд руб.), до 8,9 млрд руб. Это результат более низких рыночных процентных ставок в комбинации с проведенными мероприятиями по рефинансированию долга и более низким уровнем заимствований в течение 2018 г.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2017 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2017. № 4. Ст. 445.
Научная и учебная литература
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
3. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c.
4. Архипов В. М. Стратегическое управление. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2016. – 248 с.
5. Аакер, Д. Ю. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
6. Бутенко Я.А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса / Я.А. Бутенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – С. 126 – 133.
7. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 83 – 90.
8. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности компании// Стандарты и качество. – 2015. - № 11. - С. 44-47.
9. Виханский О. С. Организация управления в государственном секторе и фирмах Японии: диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.05. - М.: Эксмо, 2016. – С. 56.
10. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. 2-е изд. - М.: ТЕИС, 2015. – С. 25.
11. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 2015. – 425 с.
12. Кунах Ю. В. Стратегическое управление предприятием на основе бюджетных моделей: диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2018. – 145 с.
13. Кочетков Г. Б. Конкурентоспособность/ Г. Б. Кочетков // Экономика – политика – культура. – 2015. – № 10. – С. 21-40.
14. Круглов В.В. Конкуренция: Учебное пособие. – М.:Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 369 с.
15. Шеховцева Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 6.- С. 2.
16. Шувалов В. Н. Кто на новенького?: влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. – 2015. - № 10. - С. 28-31.
17. Shendel D. E., Hatten K. J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline // Academy of Management Proceedings, 1972.
18. Pearce J. A., Robinson R. B. Jr. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, ІІІ: Richard D. Irvin, 1985. – Р. 6.