Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поражение слуха – одно из наиболее тяжелых страданий человека. Глубокое нарушение слуха оказывает серьезное влияние, как на зрелую, так и на только формирующуюся личность человека и его семью. Это ка-сается как врожденно глухих детей, так и на внезапно или постепенно по-терявших слух.
С потерей слуха происходит грубое нарушение связей с социумом и культурой, как источниками развития, грубо нарушается связь родителей с ребенком в связи с тем, что взрослый носитель культуры и ценностей не имеет способов передачи социального опыта ребенку, который не может приобрести его спонтанно. Даже незначительное снижение слуха, насту-пившее в детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребен-ка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется.
Между тем, многочисленными примерами показано, что нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым пре-пятствием при обучении ребенка. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании опреде-ленных условий дети с нарушениями слуха достигают высокого уровня общего развития и в том числе – речи и слуха.
При нарушении какого-либо анализатора происходит его компенса-ция за счет сохранных функций. Поражения слуха запускают компенса-торные механизмы зрительного и кинестетического анализаторов. Разви-тие компенсаторных механизмов также играет огромную роль в развитии дошкольника с нарушением слуха, последующей его адаптации в момент обучения.
Для своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями слуха важным является всестороннее изучение особенностей их развития.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Нарушение слухового анализатора у детей влечет за собой каче-ственно своеобразное ощущение окружающего мира: детям трудно или невозможно воспринимать звуки, определять его расположение в про-странстве. Детям плохо доступны для познания звуковые свойства многих явлений и объектов окружающего мира.
Если для ребенка, слух которого сохранен, слуховые ощущения уже на первом году жизни становятся одним главных способов контакта с окружающими (например, реакция на интонацию, постепенное понимание обращенной речи, различение звуков и т. д.), то у ребенка, слух которого нарушен, отмечается недостаточность эмоционального общения со взрос-лыми, речевое и эмоциональное воздействие взрослого, являющееся важ-ным стимулом поведения ребенка до непосредственного понимания речи, отсутствует [3].
У детей с нарушенным слухом наблюдается более замедленное, чем у их слышащих сверстников, узнавание предметов, медленно формируется зрительное восприятие формы предметов, единый аналитико-синтетический процесс детям дается гораздо труднее. Помимо этого, дети испытывают трудности в определении пространственно-временных отно-шений между предметами, в понимании и восприятии перспективы в изоб-ражениях; у них наблюдаются трудности в восприятии движущихся пред-метов, предметов, находящихся в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений, детям трудно узнать предмет, частично закры-тый другим.
У детей при нарушенном слухе снижена двигательная чувствитель-ность, отстают в развитии кинестетические ощущения и восприятие. Виб-рационные ощущения, по сравнению с другими видами кожной чувстви-тельности, имеют наибольшее значение – позволяют определять удален-ность явления и успешнее овладевать речью (ее ритмом, темпом, ударени-ями), контролировать свое собственное произношение.
Также многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормаль-но слышащих детей по развитию движений. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточ-но точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих детей с недостатками слуха на протяжении всего дошкольного возраста.
Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. По-теря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувстви-тельности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их фор-мировании [4].
Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные. Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде, передаются через твер-дые тела и жидкость. В том случае, когда человек не прикасается непо-средственно к источнику вибраций, а воспринимает их через передающую среду – по воздуху и т.п. При полном выключении слухового анализатора вибрационная чувствительность обостряется, а с улучшением слуха сни-жается. Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятия и произношения.
Заключение
Условия психического развития детей с нарушенным слухом оказы-ваются сложными – нарушение слуха влияет на структуру познавательной сферы в целом. При этом, центральное место занимают трудности станов-ления высших психических функций, формирование произвольности, осо-знанности, опосредованности.
На психическое развитие таких детей влияет множество факторов: степень потери слуха, уровень развития речи, пребывание ребенка в обра-зовательных организациях до поступления, микроклимат в семье, физиче-ская и психологическая готовность, определение ведущих мотивов учения, и многое другое.
В психическом развитии детей с нарушениями слуха образное мыш-ление играет важнейшую компенсаторную роль, так как длительное время она является основной формой мыслительной деятельности обучающихся этой категории. Наглядно-образное отражение действительности наклады-вает отпечаток на значение и употребление усваиваемых слов.
Одно из основных значений в работе с дошкольниками с нарушен-ным слухом имеет развитие речевого общения, как необходимый навык в дальнейшей жизнедеятельности. Успешность коррекционной работы с та-кими детьми зависит от ряда факторов:
- адекватного состоянию ребенка и систематического обучения;
- активного и осознанного участия семьи в его обучении и воспита-нии;
- потенциальных возможностей самого ребенка (физическое состоя-ние и личностные качества – активность, физическая выносливость комму-никабельность, работоспособность и т. п.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с нару-шениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психоло-гии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефек-тологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обуче-ние дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
4. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – Москва: Издатель-ский центр «Академия», 2003.
5. Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. – СПб: Каро, 2011. – 240 с.
6. Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б. и др. – М., 2005. – 304с.
7. Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого до-школьника / Е. Рязанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.
8. Шматко Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нару-шенным слухом / Н. Д. Шматко, С. А. Лузгин, Т. Б. Ясинская// Де-фектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.