Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящее время характеризуется тенденцией к увеличению количе-ства детей с проблемами в развитии. Сложнейшим нарушением в развитии являются расстройства аутистического спектра.
Ранний детский аутизм - это нарушение психического развития ре-бенка, которое характеризуется отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации. Заболевание встречается примерно в 3 - 6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 - 4 раза чаще, чем у девочек. Хронические психические заболевания детского возраста, у которых в клинической картине на первом месте стоит аутизм, имеют про-гредиентный тип течения и в тяжелых случаях приводят к инвалидизации.
Основная нагрузка по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на его близких, семью. Важно правильно организовать всю его жизнь с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими родственниками.
Главный принцип - соблюдение интересов ребенка. Родителям аутичного ребенка важно адекватно оценивать реальный уровень его раз-вития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаи-модействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведени-ем. Особое состояние аффективной сферы и мышления, характеризующее-ся погруженностью индивида в мир собственных переживаний, находяще-гося практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира.
Аутистическое расстройство - длительное расстройство при этом де-ти социализируются и задача родителей и педагогов - помочь в этом ре-бенку.
Психическое развитие дошкольников с ранним детским аутизмом
Термин «аутизм» был введён в 1912 году Э. Блейером для обозначе-ния специфического вида мышления. Этим словом он называл мышление, которое обусловлено внутренними эмоциональными реакциями человека и мало связано с окружающей реальностью [2].
В.М. Башина выделяет следующие черты, характерные для детей с аутизмом:
- Ослабленность эмоциональной реакции на близкое окружение, вплоть до полного отсутствия (аффективная блокада);
- Особенности взгляда (взгляд может быть обращён в пустоту, внутрь себя, мимо, может быть презрительным);
- Угловатость моторики, закостенелые, нечёткие движения, наруше-ния ритмичности;
- Вялая, невыразительная речь, направленная как бы в никуда, обез-личенная. Могут наблюдаться нарушения тональности, скорости, ритма, звукопроизношения;
- В речи часты повторы, штампы, эхолалии [1].
Особенностью аутизма является асинхронность развития, нарушение процесса замещения простых функций сложными.
Существует множество классификаций аутизма. Официальной клас-сификацией является та, которая используется в МКБ - 10 и в которую входят РДА, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, дру-гие расстройства (уточнённые и неуточнённые). Непосредственно к РДА относят такие заболевания, как синдром Каннера, аутистическое расстрой-ство, инфантильный аутизм и инфантильный психоз.
Однако в коррекционной практике чаще всего используют классифи-кацию О.С. Никольской, которая анализирует именно функциональные признаки и является, по сути, не медицинской, а психолого-педагогической. О.С. Никольская выделяет 4 основные формы аутизма [4].
1. Первая форма является наиболее тяжёлой. При этой форме ребё-нок проявляет в полной мере полевое поведение. Отсутствует или слабо развита не только экспрессивная, но и импрессивная речь. Ребёнок просто игнорирует обращения взрослого. Отсутствует целенаправленность взгля-да [4].
Несмотря на умный взгляд, при обследовании эти дети дают самые низкие показатели умственного развития, т.к. практически невозможно от них добиться целенаправленной деятельности. Они не используют не толь-ко вербальные, но и невербальные средства общения – жесты, мимику и пр. Характерной чертой этих дошкольников является периферийное вни-мание – взрослые могут обнаружить, что та информация, на которую ре-бёнок, казалось бы, не прореагировал, через некоторое время им усвоена.
2. Дети из второй группы проявляют аутизм уже не как отрешён-ность, но как активное неприятие мира. Для этих детей характерен строгий жизненный стереотип, нарушение которого может вызвать истерику и агрессивную реакцию [4].
В отличие от первой группы, движения этих детей скованы, механи-стичны, у них нет ни ловкости, ни грациозности. Однако в силу большей контактности бытовые навыки у этих детей вырабатываются лучше, чем у первой группы.
Заключение
Таким образом, дети с РДА являются сложной по своей структуре группой с разнообразной симптоматикой и различным уровнем развития тех или иных психических функций. Однако общей характеристикой этих детей можно считать сниженную значимость определённых социальных стимулов, и, таким образом, тяготение к замене их механическими стиму-лами. Отсюда происходят стереотипные действия – ребёнок, таким обра-зом, наслаждается приятным для него сенсорным стимулом. Стереотипные действия часто служат заменой игровых, познавательных, коммуникатив-ных действий и иных видов деятельности, в которых обычно происходит развитие ребёнка. Даже при отсутствии иных первичных нарушений, это приводит к вторичным нарушениям развития.
Основная нагрузка по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на его близких, семью. Главный принцип при воспитании - со-блюдение интересов ребенка. Родители должны:
1. Создать дома спокойную, доброжелательную атмосферу с теми режимными ограничениями и особенностями, которые связаны с отклоне-ниями в психическом здоровье ребенка.
2. Обеспечить своевременный прием медикаментозных средств.
3. Постоянно наблюдать за соматическим и психологическим состоя-нием ребенка.
4.Овладеть основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий, рекомендованных специали-стами.
5. Открыто обсуждать в семье все проблемы ребенка, выбрать кого-то из ее членов, кто наиболее морально и физически готов к участию в ре-абилитационном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Башина В. М. Аутизм в детстве / В. М. Башина. - М. : Медицина, 1999. - 236 с.
2. Исаев Д.Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития / Д.Исаев. – СПб.: СпецЛит, 2013.
3. Клевитов С. И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе / С.И. Клевитов, О.С. Терентьева // Вестник ТГУ. - 2014. - №6 (134). - С. 133- 138.
4. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Николь-ская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2017. – 288 с.
5. Пичугина Ю.А., Сумароков, А.А., Салмина, А.Б. Клиническая ха-рактеристика детей с заболеваниями аутистического спектра // Си-бирское медицинское обозрение. - 2009. - №6 - С.74-79.
6. Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить / М. Поляко-ва. - М.: Капитал Трейд Компани, 2014.
7. Родяшин Е.В. Организация жизни аутичного ребенка: методические рекомендации / Е. Родяшин, Т. Раева, М. Фомушкина. -Тюмень, 2012.
8. Симашкова Н.В., Клинические рекомендации (протокол лечения) Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблю-дение / Н. Симашкова, Е. Макушкин, - М., 2015.