Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении всей жизни происходит общение человека, его социализация в обществе. Семья, детский сад, школьный класс, - все эти социальные группы, связанные одним человеком, являются носителями различных систем ценностей. В области психологических знаний познание рассматривается через концепцию «ценностной ориентации». Понятие ценностной ориентации было введено в социальную психологию, а затем в социологию как аналог философских концепций системы ценностей. Различие между этими науками обычно основывается на параметрах "общего-индивидуального", "фактического поведения-рефлексивного сознания".
Любое отклонение в развитии ребенка накладывает отпечаток на формирование речи. Речь - это основа социальной связи ребенка с внешним миром. Любой ребенок с ограниченными возможностями, у которого есть особый процесс развития речи, имеет проблемы, связанные с устным общением, что ослабляет объективные отношения с обществом. Роль физического здоровья в психологическом развитии детей огромна и уникальна. Нарушения их функций могут привести к большим трудностям для детей в понимании окружающей действительности, уменьшению социальных связей и ограничению их способности выполнять множество действий. В связи с этим мы определим актуальность темы.
Общая модель плана коррекции включает в себя создание психологических условий для наилучшего возрастного развития всего человека (использование различных видов деятельности, оптимизация социального развития, обмен необходимыми знаниями, сохранение классовой природы и т. д.).
Типичные модели корректирующих процедур основаны на алгоритмической работе, разработанной на неразвитых аспектах организационного сознания, таких как теория Гальперина о систематическом и поэтапном формировании психологических процессов.
Индивидуальная модель плана коррекции основана на признании индивидуальных особенностей психологического развития детей (лидерства, способности к обучению, типичных проблем и т. д.)
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) увеличилось. Дети с ограниченными возможностями - это совсем другая группа. Согласно определению, содержащемуся в федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» (2012 г.), дети-инвалиды - это лица с физическими и / или психическими расстройствами, которые были подтверждены психологической, медицинской комиссией, что вызывает необходимость создания особых условий развития, воспитания, обучения. Подразумевается, что это дети, страдающие от различных психологических и физиологических пороков развития: психических, слуха, зрения, речи, опорно-двигательный аппарат повреждения неврологической системы, а также эмоциональной сферы.
Кроме того, при ряде нарушений дети имеют разные возможности и разные образовательные потребности, которые можно удовлетворить, создав специальные условия для их образования и обучения. Традиционно дети с нарушениями развития росли и обучались в различных сетях специальных (исправительных) учреждений: детских садах, компенсационных и / или смешанных группах детских садов, специальных (исправительных) школах. Нередко характер основных нарушений у детей определяет логику образовательного процесса и отражается в структуре и содержании образования. Эта идея лежит в основе видового разнообразия в специальных (корректирующих) учебных заведениях. Сильные стороны системы специального образования - это, несомненно, единство, сложность и многоуровневое психологическое и педагогическое пространство, которое помогает наиболее эффективно решать задачи в области образования, воспитания и образования и наиболее подходит для детей с ограниченными возможностями в социокультурной сфере. В отечественной системе специального образования накоплен богатый опыт обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития, и этот опыт основан на общих принципах преподавания и принципах воспитания и преподавания:
-принципы систематической коррекции, профилактики и развития задач;
-унифицированные принципы диагностики и коррекции;
- учет возрастных, личностных и психофизиологических особенностей;
-комплексный принцип воздействия;
-принципы деятельности;
-принципы, объединяющие усилия учителей и семей детей с ограниченными возможностями.
Исследования в области специальной дошкольной педагогики и специальной психологии доказали, что скорейшее развитие целенаправленной психологической и воспитательной работы может помочь облегчить, а в некоторых случаях можно преодолеть нарушения в развитии и образовании детей с ОВЗ.
1. Основная часть
План коррекции разрабатывается и реализовывается в совместной деятельности педагогов и психологов. Программы строго формализованные (стандартизированные) и неформальные. В плане четко определены этап коррекции, необходимые материалы и требования к участникам программы. Поэтому общей целью плана коррекции является создание психологических и педагогических условий для сбалансированного развития различных структурных компонентов личности в целом. Структурированные действия должны корректироваться в реальных отношениях между ребенком и родителем, чтобы скорректировать их личную форму взаимодействия, а также в соответствии с условиями их жизни, воспитания и образования.
В то же время очень важно, чтобы коррекционные действия были ориентированы на будущее, чтобы активно определять, что дети должны достичь в ближайшем будущем, в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности.
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы, особенности их составления
Основные принципы программы психологической и терапевтической коррекции
Компоненты различных планов исправлений должны основываться на следующих принципах:
1. Принципы систематической коррекции, профилактики и развития.
2. Единый принцип коррекции и диагностики.
3. Принципы коррекции приоритетов мотивационного типа
4. Принцип активной коррекции.
5. Учет возрастной психологии и личностных особенностей.
6. Принцип сложности выбора метода психологического воздействия.
7. Принцип привлечения ближайших участников.
8. Поддержка принципов на разных уровнях организации психического процесса.
9. Принципы обучения программе.
10. Принцип возрастающей сложности.
11. принцип количества и разнообразия материалов.
12. принцип эмоциональной сложности материалов.
В любом процессе коррекции выполняются три типа задач: коррекция, профилактика и развитие. Он отражает взаимосвязанность и синхронность всех аспектов развития личности ребенка, другими словами, каждый ребенок находится на разном уровне развития: на уровне соответствующем скорости развития и на уровне риска - это означает, что существует угроза потенциальных трудностей развития;
Заключение
Оказание педагогической поддержки подразумевает взаимодействие таких специалистов как воспитатель, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог - психолог, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель. Сопровождение включает в себя профилактику, диагностику, коррекционно-развивающую деятельность, консультирование родителей и специалистов, задействованных в работе с детьми. На первый план выходит выявление категории детей, нуждающихся в индивидуальном комплексном сопровождении.
При подборе обучающих средств специалисты встречаются с трудностями, связанные с тем, что для ребенка с нарушением интеллекта информация подается с опорой на наглядность, но в условиях снижения зрения восприятие наглядного материала затруднено и не эффективно. Поэтому необходимо выстраивать систему обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенку информация была доступна. В связи с этим можно опираться на способность восприятия информации другими органами чувств, таких как осязание, обоняние, вкус, кинетические ощущения и т.д.;
-единство диагностики и коррекции. Каждый специалист изучает способности ребенка в своей области и выстраивает программу развития и коррекции в соответствии с этими данными;
-всестороннего развития ребенка: познавательного, эмоционального, личностного, культурно-нравственного;
- взаимодействие семьи и сада в развитии: каждый специалист прописывает для родителей рекомендации, доступные для выполнения в домашних условиях;
-безусловное принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка, учет его интересов, потребностей.
При подаче материала общей программы развития важно учитывать влияние эмоционально-личностных особенностей на его усвоение. В связи с этим учет данных особенностей должен происходить в особой организации занятий, общения ребенка и окружающих людей в рамках следующих условий:
-принятие инициативы в общении
-поощрение познавательной активности
-коррекция неадекватного эмоционального реагирования в ситуации «здесь и сейчас»
-создание игровых ситуаций, в которых ребенок будет успешен и принят
-организация взаимного отражения чувств в отношениях « Взрослый и Ребенок», «Ребенок и Ребенок».
Данное условие позволяет сформировать доверие ребенка к взрослому, другим детям, а затем и к окружающим людям. Каждый специалист выбирает форму организации и учета имеющихся особенностей у каждого ребенка.
Познавательная деятельность – это, прежде всего, показатель сформированности личности, а также ее важнейшая характеристика. Однако для выявления происходящих изменений в процессе познания человека невозможно без изучения разнопланового и разноуровневого процесса становления ценностей. Исследование данного процесса тесно связано различными периодами возрастного развития, онтогенезом, в периоды когда изменяются и появляются новые ценности, появляются чувства и потребности, соответствующие возрастному развитию.
Использование коррекционно-педагогической подсказки позволяет воспитателю воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с
3. Апейкина Т. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи в онтогенезе [электронный ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/04/12/formirovanieleksiko-semanticheskoy-storony-rechi-v-ontogeneze] // Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 11–12 ноября 2014 г.) / сост. А.И. Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. 360 с.
4. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
5. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [электронный ресурс] // URL: http://pedlib.ru/Books/4/0458/index.shtml
6. Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни / Л. П. Гладких //Вестник ПСТГУ. 2008. Вып. IY: Педагогика. Психология. С. 84–91.
7. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [электронный ресурс] // URL: http://www.e-reading.me/book.php?book=103649 (дата обращения: 16.02.2019)
8. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008
9. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л. А ]. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. 206 с.
10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
11. Зальцман Л.М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта// Дефектология №2 . 2006 . с. 31 – 35
12. Козлова С. А. Я — человек: программа соц. разв. ребенка / С. А. Козлова. Москва: Шк. пресса, 2004. 48 с.
13. Крайг Г. Психология развития: Пер. С англ. СПб.: Питер, 2000. 992с.
14. Молодцова Т. Д., Шалова С. Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82- 86.
15. Нестерова М. Г. Механизмы передачи социального опыта и усвоение ценностей общества ребенком дошкольником в условиях семьи // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань: Изд.-полиграф. центр «Глобус», 2006. С. 81–82.
16. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010.
17. Примерная общеобразовательная программа развития воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа -2100» «Детский сад-2100». — 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://super-sad.org/svedeniya-o-mdou-detskij-sad-5-yablonka/obrazovanie
18. Репина, З. А., Криницкая, О. И. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития [электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensomotornogo-i-rechevogorazvitiya-detey-rannego-vozrasta-s-narusheniem-zreniya-i-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf