Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной грамотной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.
В условиях нарастающего материального и социального расслоения общества работе с семьей должно придаваться особое значение. Возрастает актуальность проблемы психокоррекционной работы с семьей и с ребенком через семью, для чего необходима специальная подготовка психологов, дефектологов и социальных педагогов.
В основу современной психолого-педагогической коррекции положены принципы гуманизма, демократизации, индивидуального подхода к ребенку и его близким. При переосмыслении некоторых психолого-педагогических концепций с учетом национальных традиций, современных требований и международных тенденций приоритет получают проблемы семейного воспитания, эмоционального и нравственного развития ребенка в условиях семьи. Образовательные учреждения для детей дошкольного и школьного возраста стали более открытыми для родителей: проводятся в их присутствии показательные занятия, массовые мероприятия, праздники, успешно осуществляется в ряде учреждений педагогика сотрудничества, неплохо зарекомендовавшая себя. Возрастает активность родителей: они вмешиваются в школьную политику, а иногда и полностью определяют ее, предъявляют учреждениям заказ на обеспечение дополнительных образовательно-воспитательных услуг для ребенка. Вместе с тем многие проблемы семейного воспитания и работы с семьей остаются актуальными.
Принципиально новым для теории и практики специальной педагогики является усиление психологического аспекта коррекционного воздействия на основе учета единства биологических, психологических и социальных свойств личности ребенка. Перечисленные принципы составляют основу для воспитания, обучения и коррекционного воздействия, они вызывают необходимость изменений акцентов в системе комплексного воздействия на ребенка, дополнения ее новыми положениями, сочетания традиционных и новаторских подходов.
Основная часть
Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране
Накоплен достаточный опыт работы в учреждениях, обеспечивающих инклюзивное образование, разработаны основные принципы и методы, но программ по исправлению положения для различных типов детей с нарушениями развития и их семей недостаточно. Психологи и учителя не имеют полностью работающей системы по отношению к личности детей, и между практикующим психологом и семьей существует небольшая связь. Общепринято, что для достижения этого распределения требуется полное взаимодействие.
Исследование семьи показывает их экономический, социокультурный уровень, особенности микроклимата семьи, условия для воспитания детей и многие другие вопросы, которые важны при выборе стратегий и тактик для работы с семьей и с ребенком. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка и формируют его личность. Успех диагностики, образования, воспитания, развития и лечения во многом зависит от общего, психологического и образовательного уровня родителей, условий их жизни, отношения к ребенку и проблемам, с которыми он сталкивается, а также от вовлечения родителей в процесс коррекции.
Задача экспертов состоит в том, чтобы найти способы взаимодействия с родителями, расширить свои знания, помочь им понять особенности личности своих детей и как правильно определить влияние образования. В последние годы была создана система психологического консультирования для работы с детьми и членами семьи, но этого недостаточно, и иногда родители даже не имеют информации о доступности этой услуги.
Педагогические коллективы дошкольных и школьных учреждений в разной степени эффективно проводят воспитательную работу: эксперты помогают родителям определять личность их детей и определяют основные психологические процессы и функции обучения детей. Разъяснительная работа ведется, и развиваются эмоции для совместной деятельности по преодолению предвзятости в отношении развития и образования детей, поведения и трудностей в обучении. Для оказания психологической поддержки семье важно правильно оценить способности ребенка, дать рекомендации для дальнейшего развития ребенка, определить систему воспитательного и образовательного воздействия, а также выбрать метод, который подходит для данной ситуации.
Заключение
Принимая во внимание индивидуальные и возрастные особенности детей с нарушениями развития в процессе их воспитания и обучения, семейные отношения координируются, и стремление создать в семье хорошую психологическую атмосферу оказывает положительное влияние на психологическое и социальное здоровье детей. Наличие ребенка с инвалидностью делает семью «особенной».
Семья ребенка с нарушениями развития имеет много особенностей, поскольку условия ее жизни совершенно разные, поэтому ее статус в обществе отличается от положения семьи здоровых детей. В свою очередь, это накладывало отпечаток на тип семейного воспитания и психологические проблемы родителей.
Успех решения семейных проблем зависит от гармоничных отношений и способности обеспечить необходимую комфортную микросреду для жизни и развития ребенка. Психологическая, образовательная и медико-социальная помощь детям наиболее важна для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Совместными усилиями экспертов и родителей, воспитывающих детей с ООП и готовностью сообщества поддерживать такие семьи, возможно достичь качества жизни, которое позволит им чувствовать себя частью нашего общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005. Сатир В. Психотерапия семьи. – М., 2010.
3. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
4. Кузьмина А. А. Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.).
5. Каган В. М. Неконтактный ребенок — М.: Медицина, 1989. — 128 с. Колуччи М. Кратковременное вмешательство в систему «родители-ребенок» // Мать, дитя, клиницист (новое в психоаналитической терапии) / под ред. Г. Виззиелло, Д. Штерн. — М., 1994.- С. 91–100
6. Кузьмина А. А. Особенности процесса психотерапии при нарушениях в ранних объектных отношениях отношениях // Educatio. — 2015. № 4. — С. 48–52.
7. Штерн Д. Фундаментальные аспекты лечения родителей и детей: общность разных подходов // Мать, дитя, клиницист (новое в психоаналитической терапии) / под ред. Г. Виззиелло, Д. Штерн. — М., 1994.- С. 13–23