Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обращение Константина - поворотный момент в истории Церкви и Европы. Оно значило гораздо больше, чем просто завершение эпохи гонений. Император - суверенный самодержец - немедленно и неизбежно оказался вовлеченным в развитие Церкви, и, соответственно, Церковь оказалась все более и более втянутой в принятие важных политических решений.
Радикальная трансформация, которой в IV в. подверглись отношения христианской Церкви и римского государства, всегда была предметом особого внимания ученых и исследователей, пытавшихся определить последствия ее для государства и Церкви.
Как в истории самой христианской церкви, так и в истории государственной жизни культурного человечества, едва ли можно указать еще другой момент, который мог бы быть сопоставлен, по очевидной для всех важности значения и широте следствий, с воспоминаемым ныне событием, видимым торжеством религии креста при Константине Великом в враждебном ей дотоле греко-римском мире, когда не только провозглашена была полная свобода для подвергавшейся ранее жестоким гонениям со стороны государства христианской церкви, но церковь была уже прямо принята государством под его мощное покровительство.
Фигура римского императора Константина Великого противоречива. Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами.
Император Константин, получивший наименование согласно своим деяниям Великий, без сомнения, относится к числу людей, самым непосредственным образом повлиявших на ход мировой истории.
Он не только примирил империю с Церковью, но и взял ее под защиту, чем определил церковно-государственные отношения на столетия вперед. Он перенес столицу из древнего Рима на берега Босфора, что серьезным образом изменило геополитическую ситуацию в Европе.
В данной работе рассмотрим деятельность Константина 1 Великого.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- изучение реформ Константина «Великого»;
- становление христианства в период правления Константина 1.
Работа состоит из двух параграфов, введения, заключения и списка литературы.
1. Правление Константина 1
Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским, открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме.
Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка.
Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени. (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством.
При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.
Денежная реформа.
Внутренняя и внешняя политика Константина были прямым продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекращения наиболее острого периода междоусобиц, Константин провел новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках, в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид весом в уте часть римского фунта. Она сделалась основной монетой и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей Империи .
Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра стали чеканить только мелкую разменную монету. Стабилизация денежной системы дала возможность восстановить некоторые денежные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностям. Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему кроме монеты в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество. Натуральные отношения внутри обширных императорских хозяйств существенно не изменились.
Закрепощение крестьян-колонов.
Константин, продолжил начавшееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов.
Ответственным за поступления налогов от горожан — куриалам — запрещались переселения из родного города и уклонения от выполнения муниципальных повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось поступить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору налогов. Их ряды принудительно пополнялись новыми состоятельными людьми, в том числе сыновьями ветеранов, если они по каким-либо причинам не поступали на службу в армию.
Начавшееся еще при Диоклетиане прикрепление к земле крестьян-колонов продолжалось и получило законодательное оформление в конституции Константина «О беглых колонах», изданной в 332 г. Уход колонов приводил к запустению или к ухудшению обработки больших участков земли. Это вело к затруднениям при сборе налогов, так как налоги могли поступать полностью только при условии обработки всех земель. Император приказывал возвращать беглых колонов в имения, к которым они были приписаны, и в наказание заставлять их работать закованными в цепи, как рабов. Лица, укрывавшие беглых колонов, должны были платить налоги, взимаемые с этих колонов. Правительство и магнаты были заинтересованы в том, чтобы вся земля, пригодная для сельского хозяйства, была обработана и снабжена рабочей силой.
Пограничные войны, которые вел Константин, способствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных — варваров. Таким образом, ускорялся процесс варваризации Империи.
Высокие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к возникновению еще одного важного социального явления — патроциния. Патронат — пребывание под покровительством сильного человека — издавна был известен в Риме.
Но теперь он принял особые формы и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремесленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и налогового гнета, добровольно переходили под патроцинии местных магнатов и становились их колонами. Свои
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильев, Л.С. Всеобщая история. В 6-и т.Т. 1. Древний Восток и античность: Учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2013. - 518 c.
2. Дмитревский, Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
3. Загладин, Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса: Для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: Рус. слово - учебник, 2013. - 432 c.
4. Новиков, С.В. Всеобщая история / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. - М.: АСТ, Слово, Полиграфиздат, 2012. - 640 c.
5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2015. – 392 с.