Фрагмент для ознакомления
2
Сделки в торговле: сущность и признаки
Развитие рыночной экономики предполагает широкое исполь-зование договорных форм. Договор в нынешних условиях является основным юридическим актом, из которого возникают правоотноше-ния по торговым обязательствам. Договор является, таким образом, одним из главных средств регулирования правоотношений, возника-ющих между субъектами торгового оборота. Он определяет содержа-ние коммерческих правоотношений, прав и обязанностей их участни-ков. Коммерческим правом регламентируется, главным образом, круг коммерческих (торговых) сделок. Значительное число обязательств в торговом обороте возникает из договоров, в том числе и обязательства участников торгового оборота. Как юридический факт договор отно-сится к правомерным действиям, направленным на достижение право-вого результата, т.е. на возникновение, изменение, прекращение граж-данских прав и обязанностей. Понятие торговой сделки известно лишь правовым системам государств, где, наряду с гражданским, торговое право выделяется в качестве самостоятельной отрасли и части част-ного права. Вместе с тем, необходимо проследить особенности ис-пользования данной правовой формы как основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей участников торгового оборота [1].
Поскольку торговые сделки и возникающие на их основе обя-зательства являются в своем родовом отношении гражданско-правовыми сделками и обязательствами, то и их система соответству-ет системе гражданско-правовых сделок и обязательств. Так, в числе односторонних, двусторонних и многосторонних сделок немало сде-лок предпринимательских (хозяйственных). Например, действие пред-принимателя, направленное на отказ от акцепта счета на поставлен-ный некачественный товар (односторонняя сделка); абсолютное большинство двусторонних сделок может совершаться предпринима-телями (исключение составляют случаи, предусмотренные законом, например, дарение); примером многосторонней сделки в сфере пред-принимательства является договор простого товарищества, заключен-ный в целях извлечения прибыли (статья 1041 ГК).
Список источников:
1. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасен-ко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2015. - 384 c.
2. Егорушкина, Т.Н., Этова, Е.В., Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды / Научные исследования: от теории к практике. 2018. № 3 (9). С. 275-278.
3. Копышева, Т.В., Яркова, Т.А. Особенности деятельности торгового предприятия на современном этапе / Фундаментальные ис-следования. 2017. № 5-1. С. 156-160.
Спецификации товара (услуг)
Спецификация представляется собой особый вид документа, в котором точно, корректно и доступно обозначены основные требо-вания, конструктивные особенности или спецификация работы той или иной системы, продукта, процедуры или услуги. Условия должны быть прописаны так, чтобы в дальнейшем можно было соответствую-щим образом определить, были ли они выполнены [2].
Большинство договоров поставки лишь очерчивают контуры подписываемого соглашения, то есть являются рамочными.
Рамочный договор очень удобен для долговременного со-трудничества и является юридическим «фундаментом» для последую-щей надстройки. Порой «многоэтажной». На профессиональном слен-ге закупщиков такая договорная система так и называется «небо-скреб».
На практике это выражается в лаконичном тексте самого до-говора, в котором лишь указывается, что продавец собирается по-ставлять, а покупатель приобретать.
Однако закон требует, чтобы предмет поставки был обяза-тельно оговорен. А именно: наименование товара, количество и ас-сортимент.
Также в спецификации четко оговариваются временные рамки и условия (вплоть до мельчайших деталей) поставки. Определяются формы расчетов, валюта, период оплаты, вид транспорта и место раз-грузки, качественные гарантии и условия ответственности.
Иными словами, общие моменты договора поставки конкрети-зируются в спецификации.
Несмотря на то, что спецификация является необходимым приложением, случается, что договор заключается без нее. Аргумент: спецификация дублирует товарную накладную [1].
Однако, это мнение глубоко ошибочное. Накладная - лишь подтверждение факта передачи товара, а не наличия обязательств по нему.
Пренебрежение спецификацией чревато неприятностями для поставщика, так как товар не будет считаться переданным другой стороне на основании договора, со всеми вытекающими последствия-ми. Например, в этом случае покупатель будет вправе не оплачивать товар. Более того, он может вернуть его поставщику через некоторое время с требованием возместить расходы на хранение [3].
В случае судебного разбирательства, такой договор будет считаться незаключенным, по причине отсутствия документа, под-тверждающего факт согласования по количеству, качеству и срокам поставки.
Список источников:
1. Богданова, Ю. Н. Организация коммерческой деятельности предприятия: учебное пособие / Ю. Н. Богданова. – Ульяновск : Ул-ГТУ, 2019. – 138 с.
2. Голова, А. Г. Управление продажами / А.Г. Голова. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 280 c.
3. Зайцева, Е.А., Попова, А.С. Управление бизнес процессами торгового предприятия / Инновационная наука. 2019. № 6-1. С. 108-110.
Практическое задание 1
ООО «Финмаркет» в своей официальной оферте предлагает Вашему розничному торговому предприятию поставки алкогольной продукции по цене ниже рыночной. Сервис ФНС России, содержащий сведения о государственной регистрации юридических лиц, индиви-дуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по соответствующему запросу сгенерировал выписку из ЕГРЮЛ. Из представленной выписки следует, что основным видом деятельности возможного контрагента является «14.12 Производство спецодежды», сведения о дополнительных видах деятельности и наличии лицензий отсутствуют. Оцените целесообразность переговоров, сформулируйте вопросы для обсуждения на них. Обоснуйте ответ.
Ответ:
При регистрации субъекта предпринимательской деятельно-сти, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обяза-тельно указываются виды деятельности по ОКВЭД, которые планиру-ется осуществлять в дальнейшем.
Практическое задание 2
Во время очередного тайма переговоров Ваш иностранный партнер заявляет о том, что содержание предыдущих бесед им было неправильно понято из-за плохого владения русским языком, и он от-казывается от ранее достигнутых компромиссов. Какими должны быть Ваши действия для того, чтобы исключить подобное в дальнейшем? Обоснуйте ответ.
Ответ:
Переговоры представляют собой неоднородный процесс, со-стоящий из нескольких стадий, каждая из которых отличается по сво-им задачам. Самая простая и в то же время содержательная модель переговорного процесса предложена М.М. Лебедевой в работе «Вам предстоят переговоры». В соответствии с этим подходом можно выде-лить три основные стадии переговоров:
1) подготовка к переговорам;
2) процесс ведения переговоров;
3) анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.
Как правило, важнейшей частью переговоров является дости-жение результатов. В анализируемой ситуации результат не был по-лучен в ввиду языкового барьера. Главное, в данной ситуации быть абсолютно сдержанным и не поддаваться эмоциям. Для достижения понимания со стороны иностранного партнера необходимо восполь-зоваться услугами переводчика.
В свою очередь, вопросы – это окна, через которые вы сможе-те разглядеть позицию собеседника. Причем они должны быть откры-тыми, т. е. такими, на которые понадобятся развернутые ответы вме-сто коротких «да» или «нет». Перефразируйте в вопросе то, что сказал вам только что собеседник (измените немного смысл сказанного, так чтобы это звучало в вашу пользу), и спросите, правильно ли вы его поняли. Отвечая, он или невольно согласится с вами, или, сам того не желая, приоткроет больше, чем надо, свою позицию. Имеет место вос-пользоваться в процессе беседы ориентационными и подтверждаю-щими вопросами.