Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1. Понятие и виды таможенных процедур. Содержание группы основных таможенных процедур
Практическое задание:
Задача 1.
Организация-экспортер обратилась в таможенный орган (по месту своего нахождения) с просьбой произвести таможенное оформление товаров на территории собственного предприятия.
Таможенный орган отказал в удовлетворении данной просьбы, аргументируя отказ тем, что заявитель осуществляет внешне¬экономическую деятельность менее трех лет.
Правомерен ли отказ таможенного органа в производст¬ве таможенного оформления на территории организации-экспортера товаров? Можно ли обжаловать решение та¬моженного органа?
Таможенное оформление товаров и транспортных средств производится непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений.
ТК ТС предоставляет возможность совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств в иных местах, исходя из обстоятельств их ввоза на таможенную территорию ТС.
Так, в соответствии со статьей 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться вне места нахождения таможенного органа. При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля. Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего таможенного органа.
Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.
Приказ ФТС РФ от 23.12.2008 № 1656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц указывает на то, что условия применения льгот по таможенному оформлению предусматривают то, что заявитель должен осуществлять ВЭД не менее 3 лет.
Задача 2.
Иностранное туристическое морское судно, маршрут которого лежал через внутренние воды РФ, вынуждено было встать на рейд с целью дозаправки (без высадки пассажиров и команды на берег).
Подлежит ли указанное судно таможенному оформлению? Ка¬кие таможенные операции и процедуры необходимо совершить?
В соответствии со ст. 363 ТК ТС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями главы 50 ТК ТС, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со ст. 363 ТК ТС таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.
Задача 3.
Общество с ограниченной ответственностью «Парус» пла¬нирует заниматься экспортом товаров российского производ¬ства в страны Евросоюза. Юрист ООО «Парус» при консуль¬тировании своего руководителя указал следующее: ООО «Па¬рус» как участник ВЭД может декларировать свой товар на всей территории РФ, для этого достаточно представить товар в ту таможню, которую он сам выберет на основании требова¬ний, предъявляемых конкретной таможней.
Прав ли юрист? Действительно ли субъект ВЭД может сам выбирать таможенный орган для подачи декларации? Чем разли¬чаются требования в разных таможенных органах?
Участники ВЭД вправе подавать таможенную декларацию любому таможенному органу (правомочному принимать таможенные декларации), который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ РФ (внутренний таможенный орган). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК возможность для ФТС России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров:
а) при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях производства таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов;
б) товаров, перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи);
в) товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
г) товаров, подлежащих специальному контролю (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ).
Срок подачи таможенной декларации установлен для товаров, ввозимых в РФ, и не должен превышать 15 дней с момента предъявления товаров в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо с момента завершения внутреннего таможенного транзита. Допускается продление срока подачи таможенной декларации в пределах срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на вывозимые товары подается, как правило, до их убытия за пределы таможенной территории РФ.
Таможенная декларация и необходимые для декларирования документы принимаются таможенным органом в день их подачи. С момента принятия таможенной декларации последняя становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, т. е. лицо, подающее таможенную декларацию, несет ответственность за достоверность указанных в таможенной декларации сведений.
Задача 4.
При поставке товара из Турции (производитель — Турция) на складе временного хранения обнаружилось, что часть пар¬тии (примерно четверть) содержит брак. Организация собира¬ется возвратить бракованную продукцию.
Под какую таможенную процедуру, возможно, поместить указанный товар для целей вывоза в страну производителя?
Возможен ли возврат таможенных платежей пропорцио¬нально стоимости товара, который был возвращен производи¬телю?
Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11.04.1980 (далее - Конвенция). В соответствии со статьей 35 Конвенции продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору.
Товар не соответствует договору в случаях, указанных в подпунктах "а"-"d" пункта 2 статьи 35 Конвенции, за исключением случаев, когда стороны договорились об ином. В соответствии со ст. 45 и ст. 46 Конвенции, если продавец не исполняет какого-либо из своих обязательств по договору или по Конвенции, то покупатель может потребовать: исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору; замены товара, когда это несоответствие составляет существенное нарушение договора, и (или) может потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления. Кроме того, покупатель также вправе потребовать возмещения убытков. При этом продавцу должно быть заявлено требование, соответственно, о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору.
Таким образом, исходя из смысла положений Конвенции, при наличии названных обстоятельств покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не соответствующие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества и (или) потребовать их замены. Аналогичные нормы о последствиях поставки некачественного товара предусмотрены в ст.ст. 469, 518 ГК РФ.
Возврат некачественного товара оформляется следующими документами:
- двусторонний акт о выявлении скрытых дефектов (рекламационный акт) в произвольной форме;
- претензионное письмо;
- документ на возврат некачественного товара, в котором необходимо четко указывать, что осуществляется возврат товара по причине брака;
- обращение в обслуживающий паспорт сделки банк.
Для возврата импортных товаров с выявленными впоследствии скрытыми дефектами Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрена процедура реэкспорта. Согласно положениям ст. 297 ТК ТС возможность вывоза некачественного товара по процедуре реэкспорта может быть реализована участником внешнеэкономической деятельности только в течение года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления, при соблюдении определенных условий, предусмотренных этой статьей. При этом на основании ст.ст. 300, 301 ТК ТС организации по заявлению производится возврат ранее уплаченных при ввозе сумм ввозных таможенных пошлин и налогов.
Если возврат некачественного товара производится по прошествии года, то процедура реэкспорта при его вывозе не может быть применена. Поэтому его вывоз осуществляется в таможенной процедуре экспорта, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТК ТС, письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543). В данном случае возврат ранее уплаченных при ввозе налогов, предусмотренный для процедуры реэкспорта, не осуществляется. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543 разъяснено, что если по каким-то причинам покупатель, являющийся собственником приобретенного товара, возвращает данный товар продавцу, то при таком возврате происходит переход права собственности, что влечет возникновение обязанностей по уплате налогов, а также необходимость отражения в учете операций по реализации товара.
При этом налоговый орган указал, что если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта. В случае применения при вывозе бракованного товара таможенной процедуры экспорта данная операция будет признаваться объектом налогообложения по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, для подтверждения права применения нулевой налоговой ставки налоговым органам предоставляются: 1) контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара (в рассматриваемом случае копия контракта на поставку товаров иностранного поставщика и документы обосновывающие возврат бракованного товара (акта о выявлении скрытых дефектов, претензионное письмо, соглашение о возврате некачественного товара); 2) таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенных органов; 3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Пакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (п.9 ст.165 НК РФ). В момент возврата бракованного товара в процедуре экспорта необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету по данному товару (пп.5 п.3 ст.170 НК РФ). В дальнейшем в момент определения налоговой базы, установленный ст.167 НК РФ, НДС по такому товару будет принят к вычету. В случае, если соглашением с поставщиком достигнута договоренность о возврате стоимости бракованного товара, то организация обеспечит условия зачисления валютной выручки на свой банковский счет (пп.1 п.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В случае полной оплаты стоимости поставленного товара старый паспорт сделки уже закрыт. И в случае выявления брака и его возврата, а также возврата уплаченных денежных средств поставщиком, организации скорее всего придется открыть новый паспорт сделки, так как внесение изменения в уже закрытый паспорт сделки действующим законодательством не предусмотрено.
В случае, если соглашением с поставщиком достигнута договоренность о замене некачественного товара, то в этом случае оформление паспорта сделки в порядке, предусмотренном п.5.1 инструкции 138-И не предусмотрено. Однако мы не можем исключить возможность применения в данном случае порядка, предусмотренного для оформления паспортов сделок при осуществлении внешнеэкономических бартерных сделок, утвержденного МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 3 декабря 1996 г. NN 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197. В любом случае, при возникновении ситуаций, требующих внесений изменений в паспорт сделки или оформления нового паспорта сделки, за разъяснениями целесообразно обращаться в обслуживающий паспорт сделки банк. Однако вывод налоговых органов в части признания возврата бракованного товара реализацией не является на наш взгляд бесспорным.
Возврат поставщику бракованного товара не может квалифицироваться для целей налогообложения как реализация товаров (п.1 ст.39 НК РФ), так как реализацией товаров в целях НК РФ признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе. При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 38 НК РФ). При одностороннем отказе покупателя от исполнения договора купли-продажи происходит его расторжение (ст. 49 Конвенции и п. 3 ст. 450 ГК РФ). При этом переход права собственности на бракованный товар не может быть признан состоявшимся (в том числе при обнаружении брака после оприходования товара), так как при отказе от исполнения договора стороны возвращаются в исходное положение. Следовательно, возврат бракованного товара не будет признаваться объектом обложения НДС в данном случае по ставке 0%. В этом случае, налоговые органы считают, что при возврате поставщику товара ненадлежащего качества покупатель должен восстановить к уплате в бюджет сумму налога, приходящуюся на возвращаемый товар, ранее правомерно принятую к вычету и отраженную в декларации по НДС (письмо ФНС России от 9 августа 2006 г. N ШТ-6-03/786@, письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543). Таким образом, в настоящее время единственно верной позиции в отношении исчисления НДС при возврате бракованного импортного товара поставщику нет.
Задача 5.
Обществом с ограниченной ответственностью «Юпитер» была подана и зарегистрирована таможенная декларация на товар «смесь сушеных плодов». В целях подтверждения тамо¬женной стоимости товара таможенным органом были запро¬шены у общества дополнительные документы.
Данное ООО сообщило таможенному органу о невозмож¬ности представления запрашиваемых сведений и дало согла¬сие на корректировку таможенной стоимости, в связи с чем было внесено обеспечение в виде денежного залога в сумме 326 992,39 руб. по таможенной расписке, а также подано заяв¬ление об осуществлении зачета денежных средств в счет обес-печения уплаты таможенных платежей.
Таможенным органом по данной декларации произведен выпуск товаров, помещенных под процедуру «выпуск для внутреннего потребления», о чем сделана соответствующая запись в графе таможенной декларации «под обеспечение».
Таможенным органом в адрес общества было выставлено требование об уплате пеней в связи с корректировкой тамо¬женной стоимости в размере 5575,22 руб. Сумма пеней рас¬считана таможенным органом за период со дня, следующего заднем выпуска товаров «под обеспечение», по день принятия решения об обращении взыскания на денежный залог.
Общество уплачивать сумму пеней отказалось, мотивируя отказ тем, что обязанность по уплате таможенных пошлин ис¬полнена, а основания для начисления пеней у таможенного органа отсутствовали.
Правомерны ли действия таможенного органа по выставле¬нию требования об уплате пеней? Исполнило ли ООО свою обя¬занность перед таможенным органом по уплате таможенных платежей (пошлин, налогов) в сроки, указанные в ТК? При со¬блюдении каких условий товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?
Выпуск товара произведён таможенным органом под процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт).
Согласно пункту 1 статьи 210 ТК ТС, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Следовательно, без уплаты таможенных пошлин и налогов товар не был выпущен таможенным органом для внутреннего потребления.
Кроме того, денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в настоящей части (подпункт 2 пункта 6 статьи 145 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, в том числе, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьей 86 ТК ТС. Плательщик вправе выбрать любой из указанных способов.
Общество обеспечило уплату таможенных платежей, что подтверждается таможенной распиской об уплате денежных средств.
В части 1 статьи 211 ТК ТС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 211 ТК ТС ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Общество исполнило свои обязанности перед таможенным органом в виде уплаты таможенных пошлин (платежей, налогов) в сроки, указанные в ТК ТС, т.е. до момента выпуска товара для внутреннего потребления.
Пенями, согласно части 1 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно части 8 статьи 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом и погашенного за счет него.
Заявление Общества о зачете денежных средств в обеспечение уплаты таможенных платежей разрешены таможенным органом в пользу заявителя, товар выпущен для внутреннего потребления.
Задача 6.
Общество с ограниченной ответственностью «СбытРе-сурс» отгрузило в адрес ОАО «Луцкий автомобильный завод» (Украина) товар — масло гидравлическое (жидкость аморти¬зированная) весом 12 тонн по накладной, предъявив его к оформлению на Дзержинском таможенном посту Нижегород¬ской таможни по таможенной декларации. Согласно штампу таможенного органа датой вывоза товара является 2 августа 2012 г.
13 августа 2012 г. общество обратилось в таможенный ор¬ган с заявлением об использовании авансовых платежей, уп¬лаченных ранее по платежному поручению.
Допущено ли ООО нарушение норм таможенного законода¬тельства? С какого момента у декларанта возникает обя¬занность по уплате вывозных таможенных пошлин в отноше¬нии товаров, помещаемых под таможенную процедуру экс¬порта?
Статья 214. ТК ТС п.1. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. В данном случае датой вывоза товара является 2 августа 2012 г., то есть нарушений нет
Раздел II. Содержание группы таможенных процедур, связанных с особыми экономическими целями перемещения товаров через таможенную границу
Практическое задание:
Задача 1.
По окончании сроков нахождения товаров под тамо¬женной процедурой переработки вне таможенной террито¬рии продукты переработки были ввезены на таможенную территорию таможенного союза и выпущены в свободное обращение.
Через шесть месяцев таможенный орган, разрешивший выпуск продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории ТС, получил информацию, со¬держащую сведения о нарушениях условий переработки товаров, а также данные об указании в документах для та-моженных целей неточных сведений об использовании для производства продуктов переработки ранее вывезен¬ных российских товаров.
Имеют ли право таможенные органы осуществить по¬вторный таможенный контроль товаров и документов на них в целях проверки информации? Если да, то, в каких фор¬мах допускается проведение таможенного контроля?
Согласно ст.99 ТК ТС, Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом допускается как обычный таможенный контроль (по правилам глав 16 ТК ТС), так и таможенная проверка (камеральная или выездная).
Задача 2.
Под таможенную процедуру временного ввоза было поме¬щено технологическое оборудование с целью проведения эксплуатационных испытаний. Однако на стадии монта¬жа по техническим причинам испытания вынуждены бы¬ли приостановить на неопределенный срок.
В связи с приостановкой работ по запуску оборудова¬ния возник ряд вопросов, связанных с необходимостью уплаты периодического платежа (по 3% за каждый месяц нахождения товара в процедуре временного ввоза), а также возможным продлением срока временного ввоза с целью завершения обязательного цикла испытаний.
Необходимо ли уплачивать платеж: за время простоя обо¬рудования? В каком порядке продляется срок временного ввоза и в какой таможенный орган следует обратиться? Какие существуют варианты разрешения возникших вопросов?
Режим временного ввоза предполагает именно временный ввоз товара на определенный срок. По каким причинам этот срок продлевается, не предусмотрено. Неуплата периодического платежа и несоблюдение сроков временного ввоза являются нарушением таможенных правил являются административным правонарушениям