Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей, предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, математикой, игрой.
Развитие ребёнка - ключевая задача современного отечественного образования. Именно на достижение данной цели направлена нормативно-правовая база воспитания и обучения подрастающего поколения, являющаяся основой образовательной деятельности в образовательной организации. Прежде всего, это Федеральный государственный образовательный стандарт (далее возможна аббревиатура - ФГОС), представляющий собой систему требований к структуре образовательных программ, условиям реализации данных программ, результатам их (программ освоения). Кроме того, как известно, деятельность воспитания и обучения осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной организации.
Особое место в описанном выше процессе занимает дошкольное образование. Именно оно, являясь законодательно закреплённым исходным уровнем системы образования Российской Федерации, преодолевает стихийное, пусть и узко-индивидуально верное воспитание ребёнка, закладывает основы его целенаправленного развития, выходит за пределы семьи и представляет собой объективную социализацию, обеспечивая или во всяком случае, расширяя возможности перерастания индивида в личность.
Согласно ФГОС ДО (Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования), развитие осуществляется в пяти направлениях: физическое, социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое
1. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
1.1. Социально-коммуникативное развитие
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социализация
Содержание раздела «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социума. Работа по реализации раздела «Социализация» строится с учетом основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Н.Дороновой и на основе парциальной программы: Р.М. Литвинова « Патриотическое воспитание детей средствами региональной культуры»
Патриотическое воспитание
Работа по реализации раздела «Патриотическое воспитание» строится на основе программы Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада (методическое руководство)/ [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2010.
Трудовое воспитание
Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование представлений о труде взрослых происходит в беседах, при выполнении поручений, в процессе совместной деятельности взрослых детей, на экскурсиях в процессе наблюдений за трудом взрослых. Решение задачи по освоению процессов самообслуживания осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Реализация раздела «Труд» осуществляется в совместной, самостоятельной деятельности, во всех режимных моментах с учетом основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» Т.Н.Дороновой и с использованием технологии Л.В.Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника».
Дети имеют возможность проявить свои практические трудовые умения в групповой комнате по выполнению поручений, дежурств, коллективного хозяйственно-бытового труда.
Основы безопасности жизнедеятельности
Содержание раздела «Безопасность» направлено на достижение следующих целей:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В русле весьма актуальной задачи патриотического воспитания детей (сам Президент России В. В. Путин назвал патриотизм национальной идеей нашей страны), считаем правильным воспитывать пронизанное патриотизмом отношение детей к природе в целом и к природе родного края, в частности. Нельзя не согласиться со словами известного писателя и этнографа, любовь которого к природе и к Родине вне сомнений: «Охранять природу - значит, охранять Родину».
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, в воспитании любви к родине, в изучении особенностей земли отцов и дедов.
У старшего поколения, да и у нас, среднего, еще живы из далекого детства свои воспоминания, связанные с прикосновением к природе. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепали по лужам, собирали полевые цветы, ловили рыбу, ели с любого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Но что имеют наши дети? Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены?
Радиационные дожди; плоды, покрытые ядохимикатами; обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота; вырубленные кедровники и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 136 с.
2. Радуга. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение. 2014. - 233 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
4. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2015. - 208 с.