Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1. Ознакомьтесь с приведенным ниже высказыванием. Основываясь на нем, ответьте на вопрос: какой тип правопонимания в наибольшей мере соответствует указанному высказыванию? Ответ обосновать.
«Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости» (П. Прудон)
Указанному высказыванию в большей мере соответствует естественно-правовая концепция правопонимания. Это старейшая и наиболее распространенная среди правовых доктрин концепция, в соответствии с которой главный источник правовых норм усматривается в самой природе, а не в воле законодателя. То есть, естественное право - это право, извне приданное человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлениям. Естественное право первично и приоритетно над искусственным в человеческих отношениях. Право человека является свойственной ему от рождения и поэтому источников права в законах не существуют, они существуют лишь в самой природе человека. Ак, представители данной теории утверждают, что право выступает наравне со справедливостью и другими нравственными ценностями, которые и составляют саму суть права, определяя правотворчество и применение его в практику.
Аристотель, как первейший представитель данной концепции, считал, что право - это политическая справедливость, что справедливым является то, что делается по праву . Цицерон считал, что справедливость - это высший закон. То есть понятия закон и справедливость неразрывно связаны, понятие справедливости, объясняется через закон в правовом контексте, справедливость представляет общественные отношения такими, какими они должны быть в представлении людей .
В целом, справедливость – это достаточно многогранная этико-правовая категория, которая рассматривается как ценность и как принцип права, а так же как основной принцип правового и социального государства. В определении справедливости необходимо учитывать три важных момента: во-первых, требование равенства прав и свобод личности, во-вторых, требование соответствия между деянием и последствиями, в-третьих, необходимость установления истины при разрешении конкретных юридических дел.
И именно естественно-правовая концепция стремится дать содержательное, ценностно-целевое обоснование устанавливаемого законом порядка, и она определяет, что закон должен быть в первую очередь справедливым. Соотношение закона и справедливости ярко показано в знаменитой формуле Г. Радбруха, выражающуюся в следующем: когда действующее позитивное право оказывается настолько несовместимо со справедливостью, что полностью отрицает ее, оно как неправовое по своей природе не должно применяться, так как право нельзя определить иначе, чем порядок и совокупность законов, которые призваны служить справедливости .
Содержание требований справедливости в данной концепции раскрывается по-разному. Она может выступать как нечто выходящее за пределы правопонимания и по своему происхождению, и по содержанию, и, соответственно, является исключительно предметом веры. Такая справедливость требует, чтобы обращение с людьми соответствовало идее блага, которая не доступна рациональному познанию, находится по другую сторону любого порядка, возможного в социальной реальности.
При рациональной трактовке справедливости ее смысл доступен человеческому пониманию, а значит и воплощению в позитивном праве. Они могут сводиться к субъективным оценочным суждениям, частным системам моральных ценностей.
Большинство мыслителей выделяют справедливость из системы иных моральных категорий и увязывают ее с формальностью и всеобщностью устанавливаемого правопорядка.
Вообще, все попытки формализовать понятие справедливости восходят к аристотелевской концепции, которая предполагает уравнивание предоставлений и получений в процессе социального обмена, распределение социальных благ пропорционально вкладу в общее дело. Суть этих требований выражается в двух широко известных и взаимосвязанных максимах: «каждому свое» и «равным за равное». В данном контексте речь идет о выявлении характеристик правопорядка, которые обеспечивают его общую приемлемость, равную для всех «выгодность», а потому и легитимирующих его общеобязательность и принудительность.
Таким образом, справедливость правильнее всего рассматривать как первичную самоценность, которая и определяет всю структуру и смысл права. Она всегда содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов и их социальным положением, их правами и обязанностями, которые и зарождаются потому, что в мире есть справедливость, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Справедливость - понятие о должном, оценивающее общественную действительность, подлежащую сохранению или изменению, с точки зрения долженствования. Справедливость предполагает беспристрастность, истинность, правильность, обоснованность правового реагирования на ту или иную деятельность, решения споров о праве и возникающих при этом конфликтов, предполагает равенство перед законом и судом, равноправие, соразмерность преступления и наказания, соответствие между целями законодателя и избранными им средствами ее достижения. Именно поэтому
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Алекси Р. Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму) / пер. с нем. А. Лаптева, Ф. Кальшой-ера. М., 2011.
2. Дворкин Р. О правах всерьез / Пер. с англ., ред. Л.Б. Макеева. М., 2004.
3. Либертарианство: история, принципы, политика / Д. Боуз; Пер. с англ. М. Кислова; Пер. с англ. под ред. А. Куряева. – Челябинск: Социум, 2009. – 391 с.
4. Михалкин, Н. В. Философия права : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 392 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
5. Нарсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник для вузов, Москва : Норма, 2018. 703 с.
6. Философия права : учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 364 с. — Серия : Магистр.
7. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.