Фрагмент для ознакомления
2
Психофизиология внимания
1. Рассмотрите понятие внимание и опишите его основные свойства
Внимание – это способность психики человека к сосредоточению на избранных объектах или явлениях, ее направленность [8, 94]. Внимание, согласно А.Н. Краснову, относится к сфере познавательных процессов, составляющих основу интеллекта человека.
Различные теории внимания рассматривают это явление в таких формах:
1. Как результат эмоции (Т. Рибо) – эмоциональная заинтересованность в объекте (яркий, привлекательный, приятный, желанный) провоцирует сосредоточение на нем.
2. Как ограничение сознания (И. Герберт и У. Гамильтон) – сознание не может воспринимать все стимулы сразу, поэтому интенсивные вытесняют менее яркие.
3. Как результат апперцепции (Г. В. Лейбниц, Б. П. Матвеев) – фильтрация информации происходит, исходя из потребностей и жизненного опыта индивида.
4. Как проявление установки (Д. Н. Узнадзе) – избирательность внимания обеспечивается готовностью к какой-либо деятельности.
5. Как ориентировочный рефлекс (И. П. Павлов) – непроизвольное внимание дано человеку от рождения и обеспечивает его вызывание за счет способности реагировать на стимулы окружающего мира.
6. Как очаг возбуждения в коре мозга (А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев) - в мозгу всегда имеется несколько очагов возбуждения и доминирующий, господствующий очаг. Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать («притягивать») к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними.
Рис. 1. Теории внимания
К функциям внимания относят релевантную – т.е. соответствующую потребностям личности; игнорирующую – тормозящую восприятие несущественных признаков, а также регулирующую, которая преимущественно контролирует деятельность [8, 53].
Выделяют несколько основных свойств внимания. Прежде всего, сосредоточенность (устойчивость), т.е. степень углубленности в данный вид деятельности, а также устойчивость внимания, под которой понимается длительность возможности его концентрации.
Когда говорят об объеме внимания, то имеют в виду количество объектов, на которых одновременно направлена психическая деятельность. Под переключаемостью внимания понимается изменение его направленности.
Распределение внимания это свойство, которое предполагает, что человек может держать в хоне внимания несколько дел/предметов разной степени значимости, и в зависимости от их значимости (или срочности выполнения задачи) уделять им большую или меньшую часть своего внимания [4, 98].
Избирательность внимания предполагает, что человек может волевым усилием сосредоточиться на важном (представляющем интерес) объекте, игнорируя другие.
Целесообразно также выделять внимание активное и пассивное, для активного внимания характерна произвольная сосредоточенность на данном виде деятельности.
Пассивное внимание возникает непроизвольно, когда его привлек яркий стимул (например, человек оборачивается на резкий звук).
Следует подчеркнуть, что невнимательность сотрудника далеко не всегда является признаком расстроенного внимания. Часто кажущиеся невнимательными (рассеянными) люди обладают повышенной концентрацией и устойчивостью внимания в плане интересующих их проблем, в своей рабочей сфере.
Уровень функционирования внимания во взрослом и старшем возрасте категорически важен для осуществления трудовой деятельности. Зачастую человек может покидать место работы в случае, когда чувствует недостаточность и падение своих психических функций, которые не позволяют ему далее трудиться полноценно.
Нарушение внимания увеличивает количество времени, необходимого человеку для выполнения любой задачи, поскольку энергия тратится не на ее выполнение, а на необходимость сосредоточения.
Расстройства внимания по В. В. Шульговскому проявляются в двух видах:
1. Постоянная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться. Обычно при таком расстройстве внимания человек не может довести до конца начатое дело, бросает одно, начинает другое, торопится перейти к третьему.
2. Инертность, застреваемость внимания. Человек теряется при изменениях обстановки, изменениях темы беседы [12, 20].
С позиции специалиста по управлению персоналом, оценка функций внимания необходима для понимания того, способен ли специалист справляться с теми задачами, которые ставит перед ним профессия, например, может ли поддерживать высокую концентрацию внимания в стрессовых условиях (например, это важно для спасательных служб), поддерживать внимание к задаче в течение длительного времени (например, водитель при длинных переездах) и пр.
2. Раскройте сущность физиологической основы внимания
Внимание – это познавательный процесс, который мозг человека реализует для того, чтобы фильтровать поступающую извне информацию. Помимо того, что внимание является познавательным процессом, оно тесно переплетается и с волевыми процессами, которые им управляют.
Физиологическая основа внимания – механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга [9, 41].
Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета.
Как правило, у взрослого человека в коре полушарий единомоментно действуют обычно несколько возбужденных участков – с разной интенсивностью.
Таким образом, физиологическая основа внимания – наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.
Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой [4, 100].
С позиции специалиста по управлению персоналом, необходимо учитывать следующие факторы при выборе сотрудника:
1. С возрастом уменьшается способность нейронов головного мозга изменять свойства в зависимости от меняющихся условий внешней среды, что приводит к уменьшению возможностей головного мозга, а соответственно его способности поддерживать яркие очаги возбуждения.
Визуальное внимание с возрастом снижается, что ухудшает способность отсеивать нежелательную информацию. Пожилые и старые люди меньше других возрастных групп способны к фильтрации нежелательных данных.
Они острее молодых воспринимают информацию, поэтому в условиях, требующих максимального внимания и сосредоточенности, пожилым будет труднее справиться с задачей, поскольку им трудно будет настроиться на восприятие конкретного предмета, исключая окружение, это следует учесть в рабочем процессе [12, 24].
2. Расстройства внимания и памяти в старшем возрасте развиваются как правило в сложном синтезе. Зачастую даже специалисту не всегда легко бывает определить, недостатками какой сферы спровоцированы жалобы пожилого человека.
Расстройство внимания может быть спровоцировано возрастными заболеваниями, спецификой работы эндокринной системы в старшем возрасте, гипертоническими заболеваниями, сосудистыми заболеваниями, хроническим переутомлением.
Этим обусловлено то, что специалисты профессий быстрого реагирования и стрессовых профессий раньше выходят на пенсию и проходят более тщательный медицинский осмотр.
3. Ослабление внимания приводит к общему снижению интеллектуальных функций.
Кроме того, происходит и возрастное падение уровня внимания, которое происходит в силу глубокой автоматизации повседневного действия. В жизни человека взрослого возраста не происходит кардинальных изменений
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абкович А. Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования, № 1, 2015, с. 99-104.
2. Базылевич Т. Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи. Монография / Т. Ф. Базылевич. - Москва: ИНФРА-М, 2016. – 269 с.
3. Глущенко В. В. Нарушения внимания и гиперактивность // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, № 3, 2010, с. 58-61.
4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 478 с.
5. Дорфман Л. Я., Гасимова В. А. Внимание как опосредующий фактор креативного мышления в процессе переработки информации // Сибирский психологический журнал, № 28, 2008, с. 11-15.
6. Есаков С. А. Физиология высшей нервной деятельности. – Ижевск: Издательство УдГУ, 2014. – 193 с.
7. Крамаренко А. С., Клименко М. Е., Кураева Д. А. Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства // Вопросы науки и образования, № 29 (41), 2018, с. 136-138.
8. Краснов А. Н. Общая психология: учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 383 с.
9. Лукьянова В. В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: учеб.-практ. пособие / Т. В. Лукьянова, Т. В. Сувалова, С. И. Ярцева; под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: Проспект, 2012. - 66 с.
10. Реан А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебное пособие. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.
11. Ступницкий, В. П. Психология: Учебник для бакалавров. - Москва: Дашков и К, 2013. - 520 с.
12. Шульговский В. В. Павлов и современная психофизиология внимания // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, № 1-2, 1999, с. 19-25.
13. Яхно Н. Н. Старение и нейродегенеративные расстройства: когнитивные и двигательные нарушения в пожилом возрасте. – М.: Servier, 2005. – 48 с.